«Конек-Горбунок» в МХТ им. Чехова

 

Современные российские дети вниманием театральных мастеров не избалованы. Весть о появлении в репертуаре Московского художественного театра сказки «Конек-Горбунок» стала главной интригой сезона.
Дети в восторге. Восторг выражается в том, что, во-первых, они все стоят, потому что сидеть в состоянии восторга невозможно. Во-вторых, в том, что они все время комментируют происходящее – потому что молчать в состоянии восторга, как вы понимаете, тоже невозможно. Поэтому весь спектакль идет на фоне непрекращающегося гула. Артисты стараются перекричать этот гул, пение хора и музыку – поэтому разговаривают ненатуральными голосами, как на новогодней елке. Ну что ж, елка так елка.

Спектакль напичкан чудесами, как мешок Деда Мороза. Задействована вся театральная машинерия. И бревно у них летает. Да еще и с пассажирами. И остров с пляшущими мужиками превращается в кита. И кит вдруг взмывает вверх, а под ним оказывается дно морское с подводными жителями, которые на дне разыгрывают настоящее «На дне» со своими Бароном, Сатиным и Василисой… И Царь-девица «переплывает» сцену в челноке, отталкиваясь огромным веслом, а потом и вовсе включает лодочный мотор и, тарахтя, скрывается за кулисами. И Солнце с Месяцем, как и положено, – на небе, сидят на облаках, сверкая золотыми и серебряными локонами, и вещают античными голосами – послушно сидим, задрав голову. И снег идет, и Царь поет роскошным басом-баритоном арию «крамольного» содержания «Убей царя!» (тексты зонгов Алексея Кортнева). Царь (Сергей Беляев) – мягкий сдобный простодушный кретин, «помазанник божий» с куриными мозгами и большими амбициями. Спальник (Эдуард Чекмазов сыграл одну из лучших ролей в этом спектакле) – классический злодей в черном, мстительный, визгливый, куражистый. Сочной, обворожительной Ирине Пеговой (Кобылица, Девушка, Царь-девица) играть нечего, поэтому зрителю остается следить за ее волшебными стремительными переодеваниями и преображениями. Конек-Горбунок (Сергей Медведев) тоже лишен всякой индивидуальности, и сказать про него нечего: ну, в летных очках, ну, сено жует. Впрочем, яркие эпизоды есть у каждого персонажа (все работают на износ, с огромным удовольствием – и это главная заслуга создателей и участников спектакля). Но когда прислушиваешься к тому, что они все произносят – тут-то и становится ясно, в чем причина смутного беспокойства. Дело в том, что сказку Ершова переписали братья Пресняковы, известные и популярные современные драматурги. Поэтому из сказки волшебным образом исчезли живые люди, говорящие звери и прочие умные сказочные существа. Их лишили слова человечьего, они перестали слышать друг друга и понимать. Их диалоги – случайный треп, актерская отсебятина. Но – тс-с-с! Это заметили только дяди и тети. Дети получают свой восторг и свою сказку.

А взрослым, жаждущим реприз Шварца и афоризмов Горина, здесь ничего не светит. В смысле – не греет.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также