«Я не хочу скандалов…»

Почему основатель театра не может смириться со своим увольнением

 

Без малого три года бывший руководитель «Балета «Москва» Николай Басин ходит по инстанциям в надежде вернуть себе созданный им в 1989 году театр. Не ради себя, а только для того, чтобы не допустить гибели театра, – таков мотив его жалоб. А поскольку его основные претензии относятся к бывшему замглавы департамента культуры Евгении Шерменевой, «Театрал» предоставляет площадку обоим оппонентам.
Николай Басин:

– В 1989 году я решил основать театр. Создал труппу, сам поставил три фольклорных балета. Чистый фольклор на джазовой основе. Так появился «Балет «Москва», художественным руководителем которого я являлся вплоть до лета 2012 года. За 24 года в театре было создано три труппы (классическая, современная и графический балет), было выпущено 60 спектаклей, для постановки которых я приглашал талантливых людей. Театр получал высокие награды, в том числе и «Золотые маски». Множество артистов стали за это время «народными», «заслуженными», а также лауреатами международных конкурсов…

Все было хорошо до тех пор, пока департамент культуры Москвы не возглавил новый руководитель, и с ним не пришла его команда. Меня вызвала к себе госпожа Шерменева и просто сказала: «Вы уволены». А поскольку увольнять было не за что, меня отправили на пенсию.

Евгения Борисовна Шерменева решила уволить меня, чтобы освободить место для своей подруги – Елены Тупысевой, которая имеет специальное образование – Институт нефти и газа. Но она вместе с Шерменевой закончила ГИТИС, продюсерское отделение. Как можно постороннего человека, не знающего театра, тем более балета, назначить на место художественного руководителя?

Я не имею претензий к новому руководителю. Она не виновата, что не разбирается в хореографии. Виноват тот, кто ее назначил – Евгения Шерменева. И сейчас у меня сердце кровью обливается. Театр надо спасти. Все классическое наследие было в репертуаре. Его сейчас нет вообще. 50% репертуара составляли спектакли для детей, сейчас этого нет.

Я не хочу скандалов. Но беда в том, что сломали театр. Тупысева развалила театр, классика ей не нужна. Но она и современной хореографии не знает. Поэтому приглашает разный молодняк из-за рубежа. Здесь они имя, а там ничто. Люди уходят из зала, не принимают эти постановки.

И я очень хотел, чтобы была возможность поднять театр до профессионального уровня, восстановить классическое наследие и продолжить то, что не дали закончить (спектакли-балеты по теме «История России» на основе русского фольклора в современном решении, спектакли балеты-ревю и другое).

Евгения Шерменева:

– Диалогов у нас с Николаем Анатольевичем было немало. Впервые ситуация с «Балетом «Москва» обсуждалась с Басиным в январе 2012 года. И к нему было очень много претензий, как к руководителю государственного учреждения культуры, который несет ответственность за деятельность организации, в том числе финансовую, административную, хозяйственную и творческую. Мы договорились о том, что руководитель примет срочные меры и наладит работу.

Вместо этого в течение первого полугодия мы получили абсолютно разрушенную структуру. К тому, что за 2011 год не велось первичного учета в бухгалтерии организации, добавились проблемы нецелевого использования субсидии. Руководителем были заявлены проекты, на которые требовались дополнительные средства, не подтвержденные департаментом культуры. В результате вкладывались средства из основной деятельности в ущерб деятельности по государственному заданию. И, соответственно, были заявлены очень многие платежи, которые не могли быть исполнены. И на первое полугодие 2012 года у этой организации был долг перед налоговой инспекцией в размере 1 млн. 657 тыс. рублей. Было нецелевое расходование бюджетных и внебюджетных средств на общую сумму 1 млн. 50 тыс. рублей. И были еще долги, не выплаченные перед Российским авторским обществом.

Поэтому департамент, как учредитель, имел право в этой ситуации поменять руководителя организации.

Что касается нового назначения, я бы не оперировала в профессиональном поле терминами дружбы. Елена Михайловна Тупысева профессиональный человек, состоявшийся на тот период руководитель с огромным опытом управления и двумя высшими образованиями. Имея юридическое образование первое, она получила второе образование в ГИТИСе на продюсерском факультете. Поэтому мы назначили руководителя в соответствии с его образованием. И назначили не хореографом, а руководителем организации…

Театр «Балет «Москва» учреждался по распоряжению правительства Москвы в целях развития современных направлений танца. Не классического танца, а именно современного. Необходимо было выровнять перекос в репертуарном плане, который на первое полугодие 2012 года оказался довольно существенным. Классический репертуар игрался из расчета 10–12 наименований, современный репертуар действующий был там 2–3 наименования по итогам отчетности, которая нам была предоставлена. Поэтому задача была одновременно нагрузить и одну, и другую труппу, привести в соответствие репертуар. И одним из условий, когда мы назначали нового руководителя, было сохранение того статуса, который был в организации, то есть сохранение и труппы классического балета, и труппы современного танца.

Всегда очень грустно слышать слова о нереализованных планах от человека, который имел все возможности и ресурсы на протяжении 25 лет их реализовать. Кто же виноват, что у руководителя изначально создается ощущение, будто театр – его пожизненная «вотчину». Любое руководство имеет не только права, но и обязанности. И если с ними не справляться, то есть все возможности пригласить специалистов хорошего уровня, которые могли бы помочь с реализацией творческих планов. Не обязательно все делать самому. Однако этого не случилось…

А сейчас говорить об «уничтожении» – по крайней мере передергивать. Организация сохранена в том же статусе, который у нее и был, – учредитель правительство Москвы, субсидирование сохранено, деятельность ведется, и не маленькая, впервые за долгие годы театр стал номинантом премии «Золотая Маска», выпускаются премьеры и для труппы классического балета, и современной хореографии. Притом что никакого кардинального изменения финансирования этой организации нет.

Мне кажется, нужно радоваться, что созданный Николаем Басиным творческий коллектив наконец получил возможность реализовываться в полную силу, что даже при нехватке свободных сценических площадок играются спектакли в Москве, что артисты загружены у себя, а не на сторонних проектах, что в театре создаются совместные проекты с европейскими хореографами и отзывы о работе с артистами самые положительные.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также