Свой среди чужих

Какие тенденции стали для театра самыми пугающими в уходящем сезоне

 

Санкции

– В сентябре варшавский Театр Народовы отказался приехать в Петербург на фестиваль «Александринский». В своем официальном обращении поляки подчеркнули, что их решение продиктовано «причинами, не связанными с творческим процессом».

– В октябре российские власти объявили латышского режиссера, автора нашумевших «Рассказов Шукшина» в Театре наций Алвиса Херманиса (на фото) персоной нон грата. Произошло это как своеобразный ответ на санкции, когда летом 2014 года Латвия отказалась принимать на своей территории Иосифа Кобзона, Олега Газманова и певицу Валерию.

– Процесс взаимного недовольства быстро охватил многие сферы культуры. Режиссер Станислав Говорухин, например, призвал существенно сократить прокат голливудских фильмов в России.

Запреты и доносительство

– В ноябре Лев Наумов (автор книги «Александр Башлачев – Человек поющий») потребовал снять спектакль «Башлачев. Свердловск – Ленинград и назад» из репертуара екатеринбургского Центра современной драматургии. Наумов обвинил театр в незаконном использовании его произведения, хотя в спектакле были использованы не только отрывки из его книги, но также и интервью с людьми, лично знавшими Башлачева, документальные материалы – письма, дневники, статьи.

– Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон в январе написал жалобу в прокуратуру с требованием запретить оперу «Тангейзер», поставленную Тимофеем Кулябиным на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Священника возмутило то, что режиссер перенес действие оперы из средневековья в современность, рыцарь Тангейзер стал кинорежиссером и снял фильм о «потерянных» Евангелием годах жизни Иисуса. Нынешний Тангейзер предположил, что они прошли в знаменитом гроте Венеры, богини наслаждений.

В феврале было возбуждено административное дело в отношении режиссера и директора. Православные активисты (во время поста) вышли на митинг и требовали перевести дело в разряд уголовных. Однако суд не нашел в постановке признаков оскорбления чувств верующих. Режиссера и директора оправдали, дела закрыли, но, несмотря на это, Минкульт произвел в театре кадровые перестановки, «Тангейзер» был снят с репертуара.

– В марте священник из Ижевска Владимир Андрианов пожаловался в правительство Удмуртии на спектакль «Метель» (пьеса Сигарева по мотивам Пушкина), поставленный в Русском драматическом театре. Андрианову не понравилось, что в спектакле есть пьющий священнослужитель. Заявление вызвало широкий резонанс, однако местная РПЦ и правительство дело уладили миром: театру были принесены извинения.

– В апреле спектакль «Песни о Родине» (сов­местный проект томского ТЮЗа, новосибирского «Глобуса» и «Первого театра») урезали по рекомендации областного минкульта. Зрители увидели его без «Истории о православном ежике» (по рассказу Майи Кучерской), где по сюжету Ежик призывает Белочку креститься. В процессе крещения Белочка погибает, успевая при этом стать православной. Режиссер Дмитрий Егоров говорит, что ставил спектакль о том, что «обычные люди не имеют права исправлять другого человека, принуждать его к чему-то, прикрываясь великой идеей».

– Артисты Псковского театра Пушкина в апреле направили письмо министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой разобраться с документальным спектаклем «Банщик» Варвары Фаэр. Артисты заявили, что не хотят быть «заложниками амбиций и политических предпочтений режиссера» и «невольными сторонниками похабщины», а в постановке, как они подчеркивают, «безусловной интригой для гурманов станет степень оголенности артисток, ведущих свои монологи в общественной бане». И хотя режиссер объяснял, что в постановке не будет «похабщины» и что стилистика игры продиктована законами жанра вербатим, дело до премьеры так и не дошло.

– Монахини Свято-Елисаветинского женского монастыря обратились в минкульт Калининградской области с требованием убрать из спектакля «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» («Тильзит-театр») сцену, в которой Ксения обличает пороки одного из священнослужителей. Местные власти оперативно отреагировали на жалобу, и в мае спектакль игрался уже в сокращенном виде.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также