Плановое сокращение

Театральные фестивали потеряли в количестве и размахе

 
Министерство культуры предложило сократить финансирование федеральной целевой программы «Культура России» на 25 млрд рублей – с 177 млрд рублей до 152 млрд. В первую очередь это коснется кинематографа, проектов современного искусства и театральных фестивалей.
По словам экспертов, последствия этих сокращений будут ощутимы уже в следующем году, когда несколько десятков фестивалей попросту не состоятся. Пока же под влиянием финансового кризиса заявленные на 2015 год фестивали ужимают свои расходы и на ходу меняют планы.

Так, в частности, в рамках челябинской «Камераты» состоится лишь часть намеченной программы. А детский театральный фестиваль «Маршак» (Воронеж) вынужден был поднять цены на билеты, и вместо обещанных ранее 400-500 рублей за билет их стоимость взлетела до одной тысячи.

Не избежала кризиса и российская столица. Здесь департамент культуры, сославшись на трудное экономическое положение, отменил фестиваль «Московская премьера». У организаторов фестиваля новость вызвала полное недоумение, поскольку, во-первых, мероприятие не было слишком затратным, а, во-вторых, это был единственный фестиваль, в рамках которого можно было совершенно бесплатно увидеть самые свежие премьеры, познакомиться с лидерами отечественного кинематографа... Казалось бы, перед кризисом все равны и с этой проблемой наверняка можно было бы смириться, если бы не одно обстоятельство… С целью экономии средств департамент предложил «Московской премьере» стать филиалом… только что созданного Молодежного фестиваля жизнеутверждающего кино, президентом которого является депутат Мосгордумы, артист Евгений Герасимов.

– Нам не хотелось бы становиться филиалом этого фестиваля, – сказал «Театралу» продюсер «Московской премьеры» Вячеслав Шмыров. – Тот фестиваль возник явно по каким-то номенклатурным соображениям. Я понимаю, что депутат должен иметь «свой фестиваль», но с таким положением вещей лично мне трудно согласиться.

Отдельный разговор – о международных фестивалях. С сначала нынешнего года бюджеты большинства из них тоже сократились. Причем настолько радикально, что даже закрадывалось сомнение: а не закроются ли возникшие в тощие перестроечные годы и их благополучно пережившие «Балтийский дом», «Сезон Станиславского», NET и примкнувшие к ним «Александринский», «Территория», Solo, «Гаврош»? Однако пока обошлось. На фоне подешевевшего рубля похудели и поскучнели фестивальные афиши… Цены на авиабилеты, гостиницы, перевозки все растут. Растут как на дрожжах цены аренды театральных залов… И куда крестьянину податься и чем подпоясаться? В выигрыше оказались фестивали, имеющие свои театральные площадки. В результате питерская фестивальная осень, сосредоточенная в «Балтийском доме» и в Александринке, в этом году смотрится явно представительнее московской.

Так, например, главным гостем двух столиц станет «Борис Годунов» Эймунтаса Някрошюса, который будет показан на «Балтийском доме» и на «Сезоне Станиславского». Эймунтас Някрошюс поставил в Национальном театре Вильнюса главную русскую трагедию. Это его второе обращение к творчеству Пушкина. Двадцать лет назад он поставил «Маленькие трагедии», сейчас пришла очередь трагедии большой, трагедии о беде государства и судьбе народной. Кроме «Бориса Годунова» Някрошюс покажет на «Балтийском доме» эскиз своего нового спектакля «Голодарь» по Францу Кафке.

Римас Туминас представит на «Балтийском доме» спектакль по пьесе Томаса Бернхардта «Минетти», поставленный в Малом театре Вильнюса, где Владас Багдонас сыграет роль старого актера, мечтающего о короле Лире.

Эльмо Нюганен покажет постановку по роману эстонского классика Таммсааре «Я любил немку» (Городской театр Таллина).

Если гостями «Балтийского дома» стали по преимуществу театры Прибалтики, то фестиваль «Александринский» сделал в этом году упор на китайские постановки. В программе постановка «Короля Лира» Ву Хсинг-Куо, синтезирующая традиции западного театра и пекинской оперы (театр «Современная легенда») и «Жизнь в театре» Сиин Шимяо, рассказывающая о судьбах трех артистов Пекинской оперы (Академия искусств Шанси).

Последние годы театральная пресса и театральные деятели настойчиво поднимали вопрос фестивальных площадок в Москве. Город, который по праву называли «театральной Меккой», город, где театральные фестивали идут нон-стоп, не имеет свободных площадок, что удорожает приглашение любого театра в разы. В ситуации кризиса это грозит полным фестивальным коллапсом. Наша страна имеет грустный опыт культурной автаркии, и очень не хотелось бы его повторять.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также