Лауреат премии «Звезда Театрала» Кирилл Крок

«Всё начинается со спектакля...»

 
Незадолго до церемонии «Звезда театрала»-2015 Директор театра вахтангова кирилл крок побывал на редакционной «летучке» журнала «театрал» и газеты «новые известия» и ответил на вопросы журналистов. Полную версию этой двухчасовой встречи читайте на сайте: www.teatral-online.ru
— Взаимопонимание директора и худрука — залог успеха. Вы стали настоящим сподвижником Римаса Туминаса. Скажите, а как началось это сотрудничество? Он сам предложил вам директорский пост?

— С Римасом Владимировичем мы познакомились в конце 2009 года в Театре Вахтангова. Меня пригласили на премьеру «Дяди Вани», как обычного зрителя, и просто представили Римасу, не имея в виду каких-либо перспектив совместной работы. Я понимаю, что у него таких знакомств в день премьеры было, наверное, не меньше ста. Мне Римас потом звонил несколько раз, что-то спрашивал, уточнял — это касалось организационно-хозяйственной деятельности театра, потом мы несколько раз с ним встречались, он задавал вопросы, а я на них отвечал. Вскоре после этого он действительно предложил мне должность директора.

— Можно сказать, что театру повезло, в нем одновременно появились две такие яркие фигуры. И после затишья к Театру Вахтангова вновь вернулся интерес...

— Большое спасибо, но я вас, если позволите, немножечко поправлю. Зритель ходит в театр на спектакль, а не на директора.

Директор публике совсем не интересен. Главное в театре то, что происходит на сцене, все остальное — сопутствующие обстоятельства. Вы все знаете, что сначала театр встретил Римаса Туминаса очень настороженно, можно сказать «в штыки». Актеры не понимали ни его методологию, ни предлагаемый им сценический язык. Но, как часто бывает, если приходит успех, то все начинают чувствовать себя создателями этого успеха. Что и случилось после премьеры «Дяди Вани». А на самом деле успех создал один человек, который поставил спектакль, ставший прорывным. С этого спектакля, собственно говоря, началось возрождение Театра Вахтангова.

Кстати, у Римаса есть замечательное качество. Придя в театр, он не стал заявлять: мол, все спектакли, поставленные раньше, — нафталин и их надо снимать, что это устаревший театральный язык. Он все делает художественным убеждением. И в этом его большая заслуга.

— Ваш театр сейчас активно развивается. Нет ли риска, что в какой-то момент этот рост скажется на качестве постановок?

— Безусловно, риск есть всегда. В истории любого театра бывают разные периоды развития. Сейчас у нас белая полоса. И не воспользоваться этим, чтобы создать «Вахтан­говскую империю», было бы глупо. История нам этого не простит. Будущие поколения не простят. Укре­пить театр, дать ему мощный толчок для развития можно только сейчас, пока мы находимся на гребне волны. И мы эту империю уже создаем. В нынешнем году открыли Новую сцену, тремя годами раньше — студию. Тогда же появилось общежитие для актеров — 14 полноценных комнат со всеми бытовыми удобствами. В новом здании Театра Вахтангова оборудуем фитнес-спа-центр, бесплатный для всех сотрудников.

Начинаем приводить в порядок Музей-квартиру Вахтангова в Денежном переулке — это тоже маленькая частица «Вахтанговской империи». Сейчас там только одна мемориальная комната, а мы планируем сделать полноценную историческую реконструкцию и выставочное пространство. В ближайшее время надеемся закончить оформление помещения бывшего Театра Рубена Симонова в собственность Театра Вахтангова. Симоновский театр находится в жутком состоянии, поэтому предстоит сначала сделать проект реконструкции и капитальный ремонт и открыть там филиал. В новом здании театра собираемся открыть Арт-кафе, где каждые выходные будут идти тематические программы. И еще одно, не менее важное дело — это создать музей Евгения Вахтангова во Владикавказе, в доме, где родился основатель нашего театра. Еще есть Театральный институт им. Щукина, который тоже является очень важной частью этой «империи»...

— У вас активная гастрольная деятельность. Какой в ней смысл?

— Если мы едем в Лондон или в Нью-Йорк, или в Париж, это всегда для театра испытание, своеобразный экзамен. И почему бы Нью-Йорку не доказать, что в России одна из лучших театральных школ, одни из лучших театральных актеров? И что в России есть такие спектакли, что все эти нью-йоркские центры вместимостью 1800 мест будут стоя рукоплескать русскому спектаклю, русским актерам пять вечеров подряд. Почему бы не доказать все это Лондону, в котором билеты в международный центр «Барбикан» «смели» за три месяца до приезда нашего коллектива?

Успех, признание, высокая оценка не только друзей и знакомых, давних поклонников нашего коллектива, а посторонних людей, порой впервые узнавших, что есть такой Театр Вахтангова, мнение независимых западных критиков и деятелей искусства повышает нашу самооценку, «встряхивает» всех — и актеров, и сотрудников. Заставляет их по-иному взглянуть на себя, оценить свой вклад в общее дело.

— Сказался ли кризис на посещаемости вашего театра?

— В связи с кризисом мы были вынуждены самые дорогие билеты в VIP-партер сделать дешевле. Сейчас на наш самый популярный спектакль «Евгений Онегин» можно попасть и за 150 рублей. Другое дело, что сидеть вы будете на балконе, а не в VIP-партере, куда билет стоит 8500. Одновременно мы ввели новую услугу, и она пользуется огромной популярностью у студентов: на любой спектакль Театра Вахтангова продаем порядка 50 входных билетов по 100 рублей на балкон, что, с моей точки зрения, сегодня вообще не деньги. Я считаю, что лучше в эти трудные времена опустить цену, но быть уверенным, что зал всегда будет заполнен на 100%.

Когда мне жалуются руководители других театров на то, что к ним перестал ходить зритель, я всегда говорю одну вещь: «Вы поставьте у себя в театре один успешный спектакль. Только чтобы он был успешен не в вашей голове, а был признан театральным сообществом и зрителем. И у вас появятся и театральные премии, и гастроли, и аншлаги, и вни­мание прессы, и все остальное». В театре все начинается со спектакля, а не с бюджета. Делайте продукцию, делайте спектакли — и тогда к вам придет успех. А наши коллеги порой вместо творчества любят искать заговоры: критиков, фестивалей, продюсеров, журналистов. Один писатель договорился до того, что его пьесы не ставят в теат­рах, потому что якобы фестиваль «Золотая маска» этому препятствует. Он пробивает головой бетонные стены. Поэтому и пьесы его такие...

— Иногда создается впечатление, что вы торопитесь жить. Уникальная совершенно история с «Парадом премьер» на Но­вой сцене. Причем один спектакль интереснее другого. По идее можно было бы это немножко растянуть для того, чтобы снять сливки с одной, потом с другой премьеры.

— Это идея Римаса Туминаса. Когда мы с ним обсуждали, как будем открывать Новую сцену, он сказал абсолютно простую и точную вещь: «Ну, вот мы сейчас откроем Новую сцену. Я, к примеру, сделаю премьеру. Но также открываются все московские театры. Кого этим удивишь? Никого. А давай попробуем и сыграем месяц премьер». Что мы и сделали. Но это не так просто. Это огромный технологический и творческий процесс. Который мы выдержали!


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также