Добрый человек из ресторана

Константин Райкин отметил 65-летие ролью официанта

 
Спектакль по повести Ивана Шмелева «Человек из ресторана» вернул на сцену «Сатирикона» Райкина-артиста. Официант Скороходов — «маленький человек» на рубеже веков, накануне первой русской революции — роль, которую в 1927-м сыграл Михаил Чехов. Но вряд ли Константин Аркадьевич задумал соревноваться. Тем более что немой фильм-агитка Якова Протазанова говорил о социальном неравенстве, а Егор Перегудов, штатный режиссер театра «Современник», предложил поговорить совсем о другом — о достоинстве.
Это история, рассказанная человеком необразованным, простым, как пара валенок, с покупки которых и начинается спектакль. Торговец «теплым товаром», с именем Николая Угодника, еще встретится Скороходову, чтобы открыть, кто «силу от Бога имеет», и словом «сог­реть». Ну, а пока Константин Райкин выходит на сцену в шинели, видимо, гоголевской, взятой напрокат у Башмачкина и других «маленьких людей» русской литературы. Она пришлась бы впору и «человеку из подполья», мелкому чиновнику из спектакля-бенефиса «Вечер с Достоевским», и музыканту-неудачнику из «Контрабаса», задвинутому в последний ряд оркестра на пару с самым бессмысленным инструментом на свете. Обе работы, кстати, юбилейные: одна была сделана к 60-летию, другая — к 50-летию Константина Аркадьевича. Подарком же на 65 лет стал тишайший официант.

В отличие от своих предшественников, «человек из ресторана» лишен склонности к рефлексии, как и комплексов, не жаждет выйти из тени и заявить о себе, потребовать невозможного. Он просто делает свою работу — незаметно скользит между столами с подносом на трех пальцах — и наблюдает. Как профессиональный зритель замечает «вкусы и аппетиты» людей самого разного сорта. «Карусель», в которой крутятся свеженькие участницы дамского оркестра (куда принимались барышни самого строгого поведения) и господа, взявшие их на прицел, — ресторанный «аттракцион» для гурманов. Ну, а любители фастфуда потребляют здесь доступных женщин. Эти Венеры в мехах демонстрируют корсеты и чулки раньше, чем купцы-кутилы пьянеют, багровеют и отъезжают в номера, всем скопом забравшись на одну кровать.

Ресторан мы видим глазами Скороходова. Это его субъективный взгляд на общественное устройство, на расточительство и пошлость во всех проявлениях (настоящее «искушалище», а не ресторан). С деньгами, как и с женщинами, здесь, на «пире во время чумы», не церемонятся. Миллионщик выкладывает пачки денег, как фокусник — колоды карт. Дельцы из Сибири, в тяжелых шубах не хуже шаляпинской, закладывают купюры в такие дамские места, что «прости, Господи». Вся эта круговерть запущена режиссером Егором Перегудовым под легкий, проворный ритм: лица сменяют друг друга с частотой концертных номеров. Каждый выход решен эскизно, но изобретательно, смелыми и броскими штрихами, и подается эффектно, как блюдо высокой французской кухни (с большой претензией, хоть и размером с вишенку) — так что запоминаются почти все: посетители, официанты, музыканты.

Квартиранты Скороходова (как человек, стесненный в средствах, он вынужден сдавать углы) сыграны сложнее — «кудрявой» иронии меньше, но внутреннего объема больше. Один — Крикливый (Денис Суханов) — тип с «прокисшим» суицидальным лицом, как дворовая шавка, кидается на каждого, кто «косо» посмотрел», и грозит «поставить на вид политический разговор». Другой — Черепахин (Александр Гунькин) — трубач-домосед, записался в ангелы-хранители к дочери Скороходова, за ней присматривает и тихо сходит с ума. В одном накопилось слишком много «мути жизни», озлобленности, в другом — скрытой теплоты. Ее-то «лакейские дети» — сын (Артур Мухамадияров) и дочь (Дарья Урсуляк) — недобрали. Они раньше многих узнали, что жизнь слишком равнодушна, чтобы перед ней заискивать, поэтому держатся независимо, идут против правил и не боятся сболтнуть лишнего, как все вокруг. Умеют огрызаться, в отличие от смиренника-отца.

Константин Райкин в роли Скороходова отказался от виртуозной, почти цирковой игры со своим телом, от эксцентрики и «злой клоунады» своих прежних химерических персонажей. Он сдержан, как человек вышколенный, привыкший ходить по струнке, и молчалив. Растерян перед лицом чиновников при исполнении и нерешителен. Демонстрирует полную беспомощность и не понимает, почему жизнь строит ему гримасы, как самоубийца Крикливый: почему сын теряет место в училище, бежит с революционерами и попадает под суд, почему вдруг гонят с работы как неблагонадежного, умирает жена, дочь идет в содержанки и сдает прижитого ребенка в приют? Несчастья сыплются, как пощечины, а Скороходов не умеет отклониться и не находит ничего лучше, как подставить другую щеку. Но главное — не может преступить черту: не берет шальные деньги, когда сами в руки идут. Найденные 500 рублей прячет то в ботинок, то под рубашку, но испытывает неудобство — как будто пачка может замарать — и сбрасывает на пол. Возвращает, понимая, что пьяному купцу она без надобности — утрется ей, как салфеткой, или забудет под горой женских тел. Выбор, который Скороходов делает, — нерациональный, несовременный — выбор в пользу достоинства, казалось бы, не свойственного, да и не нужного тем, кто прислуживает. Но Константин Райкин и режиссер Егор Перегудов это понятие, не сегодня вышедшее из употребления, реабилитируют. «Человек из ресторана» — по их определению, «сказ о благородстве», которое можно сохранить вопреки всем катаклизмам.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также