Валери Древиль

Французская ученица русского мастера

 

Есть в театре актеры, которых невозможно назвать популярными (они несопоставимы по узнаваемости с теми, кто снимается в сериалах), даже широко известными – с трудом. Однако без них невозможно представить себе пространство театра. Они раздвигают рамки театральной реальности. Они создают новые художественные языки и открывают незнакомые пласты смыслов в давно знакомых текстах. Они открывают театральный космос, показывая, что нет предела возможностям сцены. Они – камертон, по которому можно определить звучание сегодняшнего театра и его состояние. Им доступно в творчестве то, что не доступно большинству. Такие актеры, которых всегда единицы, – театральные легенды. В России сегодня – это Алла Демидова. Во Франции – Валери Древиль.
Она училась у лучшего педагога Франции – Антуана Витеза, который, став директором «Комеди Франсез», позвал ее в труппу и дал много играть. «Мне не было еще тридцати лет, но я уже устала от театра, я понимала, что не хочу всю жизнь быть актрисой, существовать в этом конвейере премьер, репетиций, снова премьер...», – сказала Древиль в одном из своих интервью. «Комеди Франсез» – это огромная театральная машина, аппарат по производству спектаклей. Однако Валери не была простым винтиком в этом аппарате. Она была там примой. И именно ее Витез распределил на роль Нины в «Маскараде» Лермонтова, ставить которого он позвал русского режиссера Анатолия Васильева.

Встреча с Васильевым и «сделала» судьбу Валери Древиль, потому что именно Васильев показал ей, что театр – это школа, это исследования, это территория, на которой в процессе работы над собой ты сам можешь преобразиться. Валери Древиль стала одной из самых преданных соратниц Васильева. Она приезжала в Москву учиться в его «Школе драматического искусства» и сыграла в нескольких его постановках на Западе. Едва ли не самой известной работой Древиль с Васильевым стал спектакль по пьесе Хайнера Мюллера «Медея-Материал».

Древиль играет Медею фантастически – в буквальном смысле этого слова. Одна на сцене. Зрители – в полутора метрах от актрисы. Минимум реквизита. Большой экран за спиной, на который проецируется то текст пьесы, то играющие с волнами дельфины. Все очень просто. И совершенно невероятно. Потому что Валери Древиль сумела в этом спектакле на глазах переродиться из обычной женщины в богиню. Она сумела сыграть так, что кажется, что она физически меняет за время спектакля свою природу. Это звучит как абсурд или как фантастика, но актриса сумела сделать это реальностью. В начале перед нами сидит миниатюрная симпатичная женщина – ей очень плохо. Ей изменил муж, ради которого она отказалась от родных и которого она бесконечно любит. В конце спектакля – перед нами странное существо, у которого из кожи пробиваются перья, волосы которого сделаны из неведомого жесткого материала, на котором нет одежды, но это не смущает нас так же, как нас не смущает нагота крокодила. У этого существа нечеловеческая логика и нечеловеческие глаза. Глаза и логика богини, Внучки Зевса. Неантропоморфного создания. И когда она убивает своих детей, вдруг веришь, что человеческие дети по сравнению с Внучкой Солнца – действительно не больше маленькой куклы, которая помещается на ладони, и что уничтожить их легко – их жизнь на самом деле ничего не стоит. Они – лишь средство объяснить предавшему ее мужчине, что так поступать нельзя. В ее, Внучке Солнца, логике.

Актеры-легенды, к которым относится Валери Древиль, обладают способностью менять взгляд зрителей на театр. Они убеждают людей перестать развлекаться в театре, начать воспринимать его как территорию работы над собой. Хотя бы на время своих спектаклей.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Евгения Симонова: «Большая семья — мое великое счастье»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгения Симонова: «Не люблю премьерные спектакли…»

    В день юбилея Евгении Павловны Симоновой «Театрал» от души поздравляет актрису и публикует интервью, которое она дала нашему изданию не так давно.  Евгения Симонова – из тех людей, кто не любит шумихи вокруг собственных дел. ...
  • Светлана Немоляева: «У меня были «двойки» по всем предметам»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгений Писарев: «Я приезжаю к маме — там культ меня!»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но пока не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
Читайте также