1 августа сто лет Галине Коноваловой

Львица

 

Еще два года назад друзья и коллеги говорили актрисе: «Галина Львовна, вы просто обязаны дожить до векового юбилея». Римас Туминас предлагал, не дожидаясь столетия, сделать большой праздничный вечер. Коновалова отказывалась: «И как вы его назовете? «Она же на смертном одре»? «Выход на тот свет»?» Сарказм вкупе с самоиронией до последних дней оставались ее заметными качествами.
 
На сборе труппы в 2011 году, принимая поздравления с собственным 95-летием, Галина Коновалова сказала:
– Этот юбилей такой кошмар, что вы и представить себе не можете. У меня все спрашивают, в чем секрет долголетия, а я не знаю. И вспоминаю ту актрису, которая всегда снимается в шляпке. И чем она старше, чем больше у нее морщин, тем чаще ей говорят: «Как вы прекрасно выглядите!» И она всякий раз отвечает: «Я выгляжу так, потому что никогда и никому не завидовала». Не верьте! Это вранье и так не бывает. Лично я завидую и молодости, и хорошо сыгранным ролям, и тому, что моя соседка уже сделала ремонт на кухне, а я еще нет…
Раздался смех и овации. Однако не было в эти фразах шутки ради шутки. Больше того, юмор «на показ» терпеть не могла. Горькая самоирония определяла ее жизнь последних лет.

Людмила Максакова рассказывает, как однажды в промежутках между выходами на сцену Галина Львовна сказала ей:
– Представляешь, пришла журналистка, в конце интервью спросила у меня: «Не боитесь ли вы умереть на сцене?» Я ей ответила: «А с чего вы взяли, что я вообще собираюсь умирать!» Все эти реплики мгновенно расходились по театру. Я тоже пыталась порой отвечать как бы «под Коновалову» (пример заразителен), но повторить с тем же обаянием и едким сарказмом это попросту невозможно. Сарказм у меня был, а обаяние куда-то исчезало.

Четыре года назад Галина Львовна, находясь на длительном лечении в больнице, заканчивала работу над книгой «Вахтанговские легенды», которую согласилась выпустить по инициативе журнала «Театрал» и дирекции Театра им. Вахтангова. («Когда лежишь – очень трудно отказывать», – скажет она позже об этом периоде.) Позвонила корректорша в ожидании рукописи:
– Галина Львовна, как ваше здоровье?
И Галина Львовна, превозмогая острую боль серьезного недуга, лежа под капельницами ответила:
– Вы знаете, потрясающе! Просто волшебно!
На том конце провода шутки не поняли и ответили:
– Ну слава богу, а то мы уже начали волноваться.

Положив трубку, Галина Львовна сказала автору этих строк:
– Знаете, Марк Прудкин в конце жизни всегда говорил: «Дела отлично. Перспективы никакой».

И все равно жила, наполняя событиями каждый свой день, словно пытаясь успеть что-то очень важное. Из больницы, не заезжая домой, отправилась в театр. Когда врачи у нее спросили: «Зачем вы так рано собираетесь? В театр ехать 10 минут всего», – ответила: «Нужно успеть в училище». Там, разумеется, тоже было срочное дело.

Юлия Борисова говорит:
– Если Гали не было в театре – значит, она в училище. Если нет и в училище, то, стало быть, отправилась помогать кому-то из театра. Угнаться за ней никто не мог.
Когда-то давно я лежала с сильной простудой. Позвонила Гале домой узнать, как дела в театре (с 1982 года Галина  Коновалова работала завтруппой. – В.Б.). Трубку взяла дочка: «Так она ведь к вам поехала. Разве вы не в  курсе?» Через полчаса раздался звонок в дверь, на пороге стояла Галя. Она привезла еще горячий бульон и лекарства – лишь бы только мне поскорее стало лучше.
Удивительные качества во все времена – щедрость и дружелюбие.

- Когда я бывал на спектаклях, то всегда шел в гримерку к Галине  Львовне, чтобы вручить цветы, - говорит Александр Олешко. – У нее была любимая присказка: «У каждой бездарности есть свой поклонник. Вот идет мой».

И еще одна, довольно-таки растиражированная фраза, ставшая в театре афоризмом:
– Молодые артистки жалуются: «Ах, какой кошмар: 30 лет! Больших ролей нет – надо уходить из профессии. Господи, я до 93-х ничего не играла – у вас еще куча времени.

Больших ролей она и правда до 93-х не играла. Но для театра была человеком бесценным. Это проявлялось, во-первых, в колоссальное общественной работе (от своих родителей бакинских большевиков унаследовала  комсомольский запал и гражданский темперамент, над чем, разумеется, по прошествии времени только посмеивалась). А, во-вторых, была настолько предана вахтанговцам, что в театре повторяли обычную в таких случаях присказку: «Если вы о чем-то забыли, спросите у Галины Львовны – она обязательно напомнит. Если не помнит и Галина Львовна, значит, не помнит уже никто».
В труппу Театра Вахтангова была принята в 1936 году, хотя и к этому факту относилась с иронией:

– Если скажу, сколько лет я работаю в театре, то вы решите, что мне уже лет триста, – сказала она в 2013 году на гастролях в США, чем вызвала полный восторг американских журналистов.
– Напишите: «В спектакле играет бабушка русского театра», – советовала  она.
Хотя слово «бабушка» (не говоря уже о прабабушке) вне юморного контекста терпеть  не могла.

На маленьком творческом вечере, устроенном в Доме актера в 2009 году, Римас  Туминас прислал актрисе телеграмму (как раз только вышел спектакль «Дядя Ваня» с Коноваловой в роли няньки Марины). И были в ней такие слова: «В работе с вами я вспоминал о своем детстве и доме. Вы напомнили мне маму».
Галина Львовна моментально отреагировала:
– Хорошо, что не бабушку.

Сегодня эту историю, пересказанную в театре многократно, Римас Туминас вспоминает с улыбкой:
– Были у нас с Галиной Львовной совершенно искренние отношения. Когда я только пришел в театр, в один из первых дней в моем кабинете открылась дверь и на пороге появилась маленькая женщина: «Здравствуйте,  я завтруппой, – сказала она. –  Пользуйтесь мной, как вам нужно». Я насторожился, поскольку не понимал еще своего счастья.
Сама Галина Львовна так говорила о той первой встрече:
– Когда в театре появился Римас, я подумала: как человеку, наверное, сложно. Иностранец. Многого у нас не знает. Надо помочь, рассказать. И подставила ему плечо, руку, ногу, пышную грудь – все что угодно.

Однажды я спросил у Галины Львовны:
– Мы ведь знаем, что не все ваши коллеги с радостью встретили Римаса. Дескать, пост худрука в этом театре традиционно занимали вахтанговцы,  а теперь здесь человек иной формации. А почему все же вы с таким интересом к нему отнеслись?
Актриса ответила просто:
– Вы знаете, я в тот момент думала: в старом Театре Вахтангова я была. Прекрасно знаю, что его не вернешь. А здесь – новое, свежее, мне было очень интересно.

В спектаклях у Римаса Туминаса Галина Львовна сыграла свои звездные роли: нянька Марина в «Дяде Ване», Московская кузина в «Евгении Онегине» и, конечно, Бывшая артистка императорских театров в «Пристани». За роль в «Пристани», кстати, была номинирована на «Золотую маску». И хотя награду не получили, торжественная церемония все равно не обошлась без реплик Коноваловой (ее пригласили к микрофону в тот момент, когда «Пристань» награди спецпризом жюри).

– Я хотя и не получила «Золотую маску», все равно хочу вам сказать, - начала Галина Львовна под оглушительный восторг собравшихся.

– Так вот, если бы я ее получила, я бы произнесла буквально следующее. Знаете, когда человека награждают, он должен поблагодарить, в первую очередь, родителей за то, что они произвели на свет такое чудо. Далее – партию и правительство за то, что помогли это чудо взрастить. И, наконец, жюри – за справедливый выбор.
Родителей моих давно уже нет в живых. К партии и правительству у меня больше вопросов, чем восторгов. Но у меня есть возлюбленный, который на протяжении всех этих лет помогает мне жить и переносить любые невзгоды. Это Театр им. Вахтангова.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юрий Бутусов: «Я страдал, но держался»

    Понятие «живой артист» стало для Юрия Бутусова символом веры, как и для его педагога в ЛГИТМиКе. Об авторитарной товстоноговской школе, о сопротивлении, на котором рождается много интересного, о гармонии между головой и сердцем Юрий Николаевич говорит с позиции нового опыта – как мастер своего первого курса в ГИТИСе. ...
  • Татьяна Збруева: «Стиль – это внутреннее ощущение»

    Татьяна Збруева когда-то мечтала поступить на журфак, чтобы работать в «глянце», но жизнь показала другое – теперь она сама, будучи актрисой «Ленкома Марка Захарова», задаёт тон в моде и стиле и уверяет, что «глянец» далеко не самое интересное, на что следует потратить жизнь… – Татьяна, в соцсетях вы рассказывали, что ваша фотография однажды попала в итальянский Vogue. ...
  • Алексей Франдетти: «Пришли на оперу, а получили микс из шоу, мюзикла и цирка»

    Режиссер Алексей Франдетти поставил в Мариинском театре оперу Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини».  Действие он перенес из Рима XVI века в киностудию «Чинечитта», где снимал свои картины Феллини. Премьерные показы прошли под управлением дирижера Валерия Гергиева, музыкального руководителя постановки. ...
  • «Русские любят грустные песни»

    19 ноября в Центре-музее Высоцкого покажут моноспектакль «Грустные песни из сердца Европы» по пьесе финского драматурга Кристиана Смедса. Главная роль в постановке Яри Юутинена отведена не Раскольникову, а Соне Мармеладовой. ...
Читайте также