По традиции летом «Театрал» просит экспертов выделить главные направления текущего процесса:
1. События.
2. Разочарования.
3. Тенденции.
Первые опросы респондентов читайте в выпусках от 7 июля, 12 июля, 19 июля и 28 июля. Перед вами - следующая часть - личное мнение театроведа Майи ФОЛКИНШТЕЙН:
1. Театр Вахтангова в минувшем сезоне открыл Новую сцену. И это стало, на мой взгляд, одним из наиболее заметных событий. Равно как и первая представленная на этой площадке постановка — «Минетти» по пьесе Бернхардта в режиссерском прочтении худрука театра Римаса Туминаса. Спектакль произвел очень сильное эмоциональное впечатление во многом благодаря мощной, исповедальной, можно сказать, самоотверженной работе исполнителя заглавной роли Владимира Симонова.
Хотелось бы особо отметить и представителей старшего поколения вахтанговцев — Агнессу Петерсон и Алексея Кузнецова, без единой реплики создавших пронзительные образы супругов, пронесших через всю жизнь любовь и преданность друг другу.
Так же с удовольствием хожу в Малый театр, где точно знаю, что не испытаю отрицательных, резко негативных, агрессивных эмоций, а спектакли по пьесам Александра Островского еще и окажут благотворное терапевтическое воздействие. В сезоне 2015-2016 театр показал три спектакля, основанных на произведениях своего главного автора: «Сердце не камень» в режиссуре Владимира Драгунова, «Позднюю любовь» и «Не все коту масленица», поставленных, соответственно, Андреем Цисаруком и Виталием Ивановым. Все они отмечены уважением к драматургу и, что не менее важно, доверием к нам, зрителям.
Мы же все взрослые люди и сами вполне способны решить, в чем та или иная пьеса «русского Шекспира» созвучна нынешней реальности. Для этого не нужно переносить время действия в наши дни и одевать персонажей в современные одежды. В Малом об этом помнят всегда. И стараются, прежде всего, проникнуть в суть рассказанных Островским историй. К тому же, в этом театре до сих пор артисты обладают высокой речевой культурой, позволяющей публике насладиться богатством языка Александра Николаевича.
Словом, не случайно именно в спектаклях «по Островскому» состоялись заметные актерские работы ушедшего сезона. В том числе: Лидии Милюзиной (на фото), благородно, достойно сыгравшей Веру Филипповну в «Сердце не камень» и Людмилу в «Поздней любви», Анастасии Дубровской (хитрая, одержимая заботой о своих сыновьях Фелицата Шаблова в той же «Поздней любви»), Владимира Дубровского и Ирины Жеряковой (супруги Халымовы в «Сердце не камень»). Та же Жерякова отличилась и в спектакле «Не все коту масленица», интересно, ярко и с большим чувством сыграв вдову Круглову. Но самой большой похвалы заслуживает Виктор Низовой, чей Ахов, без сомнения, войдет в летопись Малого театра и, наверняка, будет отмечен какой-нибудь профессиональной премией. Достойны уважения и проводящиеся уже не первый сезон в Малом театре вечера памяти ушедших из жизни артистов. В сезоне 2015-2016 они были посвящены Никите Подгорному и Александру Потапову. Кстати, почувствовать уникальную атмосферу этих мероприятий смогли не только те, кому довелось на них присутствовать, но и любой посетитель сайта Малого театра, на котором сотрудники «Дома Островского» оперативно помещали записи прошедших вечеров.
Наконец, не могут не радовать вышедшие в Санкт-Петербурге (пусть и небольшим тиражом) новые, очень содержательные книги — «Беседы о национальном театре» Валерия Фокина, «Режиссура Товстоногова» Елены Горфункель, «Острова в океане памяти», посвященной «рыцарю театроведения» Сергею Цимбалу, и ряд выставок в Бахрушинском музее. Из тех, что запомнились больше всего — «Иосиф Сумбаташвили. Палитра мастера», «Николай Акимов. Не только о театре», «Анна Павлова. Бессмертный лебедь», «Молодежный театр в преломлении эпох» (к 95-летию РАМТа). Если бы еще организаторы этих и других экспозиций более внимательно относились к своим обязанностям и не допускали бы ряда существенных фактологических ошибок и просто досадных опечаток при подготовке этикеток к экспонатам, было бы совсем славно.
2. К сожалению, разочарования больше всего они связаны с профессиональной средой, с тем, что происходит с нашим театроведческо-критическим «цехом». При, мягко говоря, недоброжелательном не сегодня и не вчера зародившемся отношении к нам артистов, режиссеров, всех тех, кто непосредственно создает чудо театра, хорошо бы объединиться, сосредоточиться исключительно на наших проблемах, а не ругаться. А у нас все наоборот. Как будто «стенка» идет «на стенку». К примеру, организовалась «Ассоциация театральных критиков», и тут же один солидный тематический журнал разгромил это образование, что называется, «в пух и прах». Причем, сделал это столь не тактично и грубо, переходя на личности, что даже читать это было неловко. А следом в Интернете появился сайт, где критики позволяют себе обсуждать своих коллег. Наблюдать подобное неприятно.
3. Так получается, что и тут практически нет места позитиву. Говорю это только по отношению к театроведению, театральной критике, которые с каждым днем становятся нужными все меньше и меньше. Разбор спектаклей, иных событий не требуется и не приветствуется. В чести — материалы рекламного характера. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть хотя бы на сайты Малого театра и Бахрушинского музея, где в последнее время практически отсутствуют статьи рецензионного толка, уступив место информации и панегирикам.… Все это очень грустно. А если к этому прибавить сокращение специальных изданий и более чем скромную, иногда и вовсе унизительную оплату нашей работы, вынуждающую многих не только уходить в смежные профессии, но и (а это давно не секрет) переступать через этические принципы и начинать откровенно обслуживать театры явно заказными и заранее проплаченными статьями, то и вовсе создастся ощущение катастрофы. И что прикажете предпринимать в подобной ситуации, если ты не можешь всему этому соответствовать? Бросать свое искренне любимое и уважаемое дело? А, если ему отдана большая часть жизни, что тогда?
1. События.
2. Разочарования.
3. Тенденции.
Первые опросы респондентов читайте в выпусках от 7 июля, 12 июля, 19 июля и 28 июля. Перед вами - следующая часть - личное мнение театроведа Майи ФОЛКИНШТЕЙН:


Так же с удовольствием хожу в Малый театр, где точно знаю, что не испытаю отрицательных, резко негативных, агрессивных эмоций, а спектакли по пьесам Александра Островского еще и окажут благотворное терапевтическое воздействие. В сезоне 2015-2016 театр показал три спектакля, основанных на произведениях своего главного автора: «Сердце не камень» в режиссуре Владимира Драгунова, «Позднюю любовь» и «Не все коту масленица», поставленных, соответственно, Андреем Цисаруком и Виталием Ивановым. Все они отмечены уважением к драматургу и, что не менее важно, доверием к нам, зрителям.


Наконец, не могут не радовать вышедшие в Санкт-Петербурге (пусть и небольшим тиражом) новые, очень содержательные книги — «Беседы о национальном театре» Валерия Фокина, «Режиссура Товстоногова» Елены Горфункель, «Острова в океане памяти», посвященной «рыцарю театроведения» Сергею Цимбалу, и ряд выставок в Бахрушинском музее. Из тех, что запомнились больше всего — «Иосиф Сумбаташвили. Палитра мастера», «Николай Акимов. Не только о театре», «Анна Павлова. Бессмертный лебедь», «Молодежный театр в преломлении эпох» (к 95-летию РАМТа). Если бы еще организаторы этих и других экспозиций более внимательно относились к своим обязанностям и не допускали бы ряда существенных фактологических ошибок и просто досадных опечаток при подготовке этикеток к экспонатам, было бы совсем славно.
2. К сожалению, разочарования больше всего они связаны с профессиональной средой, с тем, что происходит с нашим театроведческо-критическим «цехом». При, мягко говоря, недоброжелательном не сегодня и не вчера зародившемся отношении к нам артистов, режиссеров, всех тех, кто непосредственно создает чудо театра, хорошо бы объединиться, сосредоточиться исключительно на наших проблемах, а не ругаться. А у нас все наоборот. Как будто «стенка» идет «на стенку». К примеру, организовалась «Ассоциация театральных критиков», и тут же один солидный тематический журнал разгромил это образование, что называется, «в пух и прах». Причем, сделал это столь не тактично и грубо, переходя на личности, что даже читать это было неловко. А следом в Интернете появился сайт, где критики позволяют себе обсуждать своих коллег. Наблюдать подобное неприятно.
3. Так получается, что и тут практически нет места позитиву. Говорю это только по отношению к театроведению, театральной критике, которые с каждым днем становятся нужными все меньше и меньше. Разбор спектаклей, иных событий не требуется и не приветствуется. В чести — материалы рекламного характера. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть хотя бы на сайты Малого театра и Бахрушинского музея, где в последнее время практически отсутствуют статьи рецензионного толка, уступив место информации и панегирикам.… Все это очень грустно. А если к этому прибавить сокращение специальных изданий и более чем скромную, иногда и вовсе унизительную оплату нашей работы, вынуждающую многих не только уходить в смежные профессии, но и (а это давно не секрет) переступать через этические принципы и начинать откровенно обслуживать театры явно заказными и заранее проплаченными статьями, то и вовсе создастся ощущение катастрофы. И что прикажете предпринимать в подобной ситуации, если ты не можешь всему этому соответствовать? Бросать свое искренне любимое и уважаемое дело? А, если ему отдана большая часть жизни, что тогда?