Классическая музыка. Обзор предстоящих событий

 

Больше ста тысяч человек стали обладателями абонементов Московской филармонии. Многие названия раскуплены, что называется, «с концами». Пресс-секретарь директора Наталья Уварова говорит: «Это не только успех филармонии, это скорее показатель, что классическая музыка становится все  интересней  людям разных поколений». Ведь сто тысяч,  как пишут в социальных  сетях в откликах на эту новость, как «целый российский город любителей музыки».
 
Московская филармония
Список абонементов Филармонии в новом сезоне обновлен. Теперь есть, например,  «Опера!» (вечера с Владимиром Федосеевым, дирижирующим «Фаустом» Гуно, и с Владимиром Юровским – он представит «Ариадну на Наксосе» Штрауса). Есть два новых цикла московских театров: Большого и «Геликон-оперы». Как всегда, абонемент «Великие  оратории». На этот раз – «Иван Грозный Прокофьева и редкий у нас Онеггер  – «Жанна д’Арк на костре».
 
Еще одна гениальная  оратория,  но старинная («Мессия» Генделя) числится в цикле «Вершины мастерства. Барокко». Любителям Генделя (а их  мало не бывает) частично предназначен абонемент «Оперные  шедевры»: там дают «Тезея» – впервые в России. Упомянем абонемент «Звезды мировой оперы в Москве». Звезд вообще будет достаточно, и не только в цикле «Звезды мирового фортепианного искусства», но и, например, концерт Юлии Лежневой (одной из лучших в мире исполнительниц барочного репертуара и музыки XVIII века) объявленный на 14 декабря… Возможно, она  будет петь Генделя, диск с музыкой которого примадонна выпускает этой осенью.  
 
Нельзя пропустить также «Шедевры и премьеры» – проект Московского камерного оркестра Musica Viva. В рамках этого абонемента  особенно привлекает оратория Мендельсона «Павел» – редкость наших афиш. Есть еще абонементы органные и виолончельные, гитарные и джазовые, программы молодых исполнителей и духовные песнопения, «Бетховен в зеркале эпох» и авторский цикл Геннадия Рождественского, «Ода святой Цецилии» Перселла и «Великие инструментальные концерты» – с любимцем публики Николаем Луганским. А про уйму детских программ нечего и говорить – они в рекламе не нуждаются. Напомним,  что, кроме зала  имени Чайковского,  теперь есть и зал на юго-западе Москвы – «Филармония»-2.
 
Московская государственная консерватория
Многие концерты в Консерватории посвящены 150-летию со дня ее основания. Предложены абонементы в честь Эмиля Гилельса и Мстислава Ростроповича, выступления победителей конкурсов имени Чайковского, два цикла «Камерных собраний», абонемент «Оперный диалог», несколько циклов пианистического и скрипичного искусства, «Вселенная Баха» и «Век Булеза».

Разумеется, детские абонементы, среди которых – любопытный цикл «Великие композиторы и из великие покровители». Здесь расскажут  о музыке (и покажут старинные танцы) при дворе Людовика XIV, и поведают о творениях Гайдна для князей Эстерхази.  
 
А 3 октября в Консерватории собирают деньги детям, больным ДЦП. Вечер под названием «Встань и иди» одновременно станет «празднеством оркестрового труда во имя благородной цели». Именно так назывался первый концерт Персимфанса (оркестра без дирижера),  который состоялся в 1932 году в том же Большом зале. Деятельность Персимфанса была возобновлена в 2008 году, после 65-летнего вынужденного перерыва. В программе  вечера многие  имена – от Вагнера до Прокофьева.
 
Московский международный Дом музыки
Сезон в Светлановском зале откроется выступлением фаворита публики. французского пианиста Люки Дебарга. Будет Рахманинов, концерт №2 для фортепиано с оркестром. И с необычным продолжением:  демонстрацией  фильма Чарли Чаплина «Малыш»  с живым музыкальным сопровождением. В октябре Дебарг представит  концерт, где прозвучат три его композиторских сочинения.
 
Камерный зал  отметит Год кино концертом «Музыка российского кино». Автор идеи, пианист Алексей Гориболь, намерен включить в программу популярнейшие песни и киномузыку. Шлягеры Шварца («Станционный смотритель», «Мелодии белой ночи», «Спасатель», «Надежда»), Таривердиева («17 мгновений весны», «Судьба резидента»), Десятникова («Закат», «Мишень», «Москва»),  Гаврилина («Анюта»),  Шостаковича («Овод»), Петрова («Укрощение огня», «Берегись автомобиля») и Бориса Чайковского («Подросток»).
 
Дом музыки пропагандирует широкий диапазон жанров музыки,  вплоть до популярной.  И предлагает музыкальные  утешения испанского королевского двора, пермский балет Евгения Панфилова, вечер Софии Губайдулиной, аргентинское танго, музыку с поэзией Иосифа Бродского,  «Кармен-гала» с солистами театра La Scala, романтический триллер «Русский Гамлет», вечера оперных примадонн – Альбины Шагимуратовой и Екатерины Семенчук и  хиты The Beatles и Queen, а также многое другое.
 
Евангелический собор Петра и Павла
Это площадка, на которой часто звучит старинная аутентичная музыка  и не только «церковная». Причем то, что играют в соборе, как правило, нигде больше не услышишь. Взять, например, октябрьские программы  средневековой музыки. В этом году они включают среди прочего Песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи (XII в.), искусство инструментальной импровизации XIII века («Менестрель в Париже») и  средневековые песни на латыни о любви земной и небесной («Абеляр и Элоиза»).
 
Но 1 октября здесь исполнят одно из наиболее значимых хоровых произведений конца двадцатого  века – «Страсти по Иоанну» Арво Пярта. Причем впервые в России. Партитура со звучанием евангельской латыни –  характерный для композитора стиль tintinnabuli («колокольчики»), или, как называет его автор, «добровольная бедность», создаваемая здесь вокальным квартетом в сопровождении двух струнных, двух духовых инструментов и органа.
 
Фестивали
Фестиваль «Опера априори»  всегда приглашает музыкантов и солистов первой величины. На этот раз три концерта с февраля по апрель  представят знаменитого контртенора Франко Фаджоли (на фото) с ариями из опер Россини, европейскую музыку XVI века (с  рефлексией на нее  в веке двадцать первом)  и две оперы,  сходные по теме и настроению  («Дева в башне» Сибелиуса – премьера в России, плюс «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.)
 
Большой фестиваль РНО  начнется совсем скоро – в сентябре. Это традиционный (седьмой по счету) проект Российского национального оркестра во главе с  Михаилом Плетневым. И с  роскошной программой: редчайшая в России опера  Россини «Эрмиона», оратория Гайдна «Сотворение мира», «Иоланта» в концертном исполнении – и везде международные команды лучших вокалистов.     
 
«Возвращение». Этот январский фестиваль будет праздновать юбилей – двадцатилетие. Программа пока держится в секрете. Но фестивальный  принцип неизменен: «Возвращение уехавших творцов для творчества на родине. Радостная встреча однокашников: почти все участники учились в Гнесинке. Нестандартные программы и возвращение в российский обиход незаслуженно подзабытых или малоизвестных партитур».
 
«Другое пространство».  Фестиваль актуальной музыки с таким названием пройдет уже в пятый раз. Проект обеспечат Госоркестр имени Светланова и дирижер Владимир  Юровский, который целенаправленно пропагандирует современное искусство. В программе – десять композиторов  ХХ и XXI веков, от Штокхаузена и Берио до Адамса и Уствольской, которые  как будто сочиняли «музыку не для всех»,  но на самом  деле их творчеством с каждым годом интересуется все больше людей.
 
P.S.
В нашем обзоре упомянута лишь малая часть событий нового сезона. Как видим, музыкальные  залы столицы, на волне народного  интереса, соревнуются в разнообразии. Концертов, несмотря на кризис – бескрайнее море. Сухой паек никому не грозит. Программы есть на любой возраст и вкус. Так что, сезон обещает быть занимательным.  
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • Рената Литвинова презентует выставку «Северный ветер»

    1 октября в московской галерее «Триумф» актриса и режиссер Рената Литвинова и дизайнер и фотограф Гоша Рубчинский представят проект «Северный ветер», который объединит одноименную выставку и книгу. В центре серии фоторабот Рубчинского - Рената Литвинова, которая перевоплощается в разных героев «Северного ветра» — Столетнюю Алису, ее дочерей Лотту и Маргариту, кузена Бориса, Бенедикта и его невесту Фанни. ...
  • Спектакль по антивоенной пьесе Равенхилла покажут в Музее Москвы

    Театр «Практика» и Мастерская Брусникина 9 и 10 октября представят в обновленном зале-трансформере Музея Москвы премьеру по антивоенной пьесе британского драматурга Марка Равенхилла — Shoot / Get treasure / Repeat. Цикл пьес Марка Равенхилла исследует вопросы хрупкости гуманистических ценностей перед лицом силы и оружия. ...
  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
Читайте также