Сразу двумя спектаклями во вторник вечером открылся 119-й сезон в Московском Художественном театре. А днем на исторической сцене состоялся сбор труппы, на котором Олег Табаков подвел некоторые итоги минувшего сезона и сообщил о предстоящих планах.
Встреча мхатовцев после отпуска – это всегда событие яркое. И дело не только в том, что МХТ – форпост режиссерского театра, связанный с именами Станиславского и Немировича-Данченко. Сегодня это еще и театр, занимающий лидирующее положение по количеству медийных лиц в труппе. В зрительном зале днем 30 августа можно было увидеть Ирину Мирошниченко и Марину Зудину, Нину Гуляеву и Наталью Егорову, Авангарда Леонтьева и Евгения Киндинова, Контантина Хабенского и Игоря Золотовицкого, Алексея Кравченко и Игоря Верника, Максима Матвеева и Дмитрия Назарова…
Но все же нельзя сказать, что труппа собралась в полном составе. Многие артисты были на съемках, о чем Олег Табаков заметил достаточно строго:
– Из неприятного, – обратился он к залу. – Хочу вам напомнить (а это меня очень беспокоит): читайте внимательно контракты. Там написано, что ваша работа в театре начинается не с первой репетиции или спектакля, а с первого дня работы те-ат-ра. Одним словом, будьте корректны. Среди вас немало интеллигентных людей. Поддерживайте эту легенду.
Зал приветливо загудел, раздались аплодисменты. Но Олег Павлович сохранял серьез.
Он напомнил, что после смерти «нашего друга и учителя» Олега Ефремова прошло уже 16 лет, на протяжении которых ему приходится денно и нощно стоять у руля МХТ.
– Разное по этому поводу балакали, предрекали закат Художественного театра, но 16 лет пролетели, а мы живы. Мы работаем. И по-прежнему понимаем: театр полностью зависит от заполняемости зрительного зала. А всё остальное – наше трезвое отношение к успехам, – сказал Табаков, намекнув сразу же и на характер своей нынешней деятельности. – Я попробую, не сильно оглядываясь назад, успевать смотреть в будущее.
В ближайшем будущем, например, Олега Павловича ждет радостное событие: уже 15 сентября откроется новая сцена Театра п/р Табакова на улице Гиляровского – событие хотя юридически и не связанное с Художественным театром, но все же имеющее к нему самое прямое отношение – как сосуд в кровеносной системе.
– 30 лет было положено на это дело, – сказал худрук. – Здание я принимаю уже целый месяц. То одни помещения, то другие… Короче говоря, в Москве теперь есть самый современный в смысле технического оснащения театр. И когда я прихожу к монтировщикам, они всякий раз показывают мне, что может крутиться, вертеться, передвигаться, подниматься и опускаться. Ребята, должен вам сказать, что это сказка. Я уже сентиментальный старый человек, но к концу этого шоу прямо дух захватывает. Нда, думаю, господи, не зря-а-а-а.
Но нельзя и зазнаваться. Зритель, как и положено, проверит нас на вшивость в течение этого сезона, из чего будет складываться трезвая оценка того, что мы собой представляем. А это очень большая ответственность. Я когда выхожу на сцену, еще ничего не сказал, мне уже хлопают. И я долгое время после этого думаю: что же мне надо сделать сегодня, чтобы их удивить? У нас в Саратове так хлопали Степану Михайловичу Муратову, Александру Ивановичу Щеголеву… И Раиса (Раиса Максимова, ныне актриса МХТ. – В.Б.) всегда выходила на сцену под гром оваций. Театр, конечно же, удивительное место. Поэтому хочу сказать слова благодарности тем, кто много лет назад благословил историю МХТ, и тем, кто не словами, а делом помогал его развитию.
После этого Олег Табаков объявил планы на новый сезон. Прежде всего, это мировая премьера мюзикла по роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (режиссер Алексей Франдетти), которая состоится на основной сцене 24 сентября. В дальнейших планах театра – два спектакля Константина Богомолова. Один («Централ Парк Вест») по пьесе Вуди Алена – на Малой сцене, второй (по мотивам пьес Евгения Шварца) – на основной. Как сказал Табаков про шварцевский спектакль:
– Там и для меня ролька подготовлена. Главное не подвести.
Репертуар Малой сцены пополнят «Спящий принц» Теренса Рэттигана (режиссер Роман Самгин), «Весы» Евгения Гришковца в постановке автора, «Старуха» по Даниилу Хармсу (режиссер Денис Азаров).
А на Основной сцене Александр Молочников, поставивший пару лет назад нашумевший спектакль «19.14», представит свою новую постановку – «19.17», посвященную столетию Октябрьской революции. В конце сезона Евгений Марчелли приступит к репетициям «Дачников» Максима Горького, но ожидается так же и работа Юрия Бутусова (пьеса пока не выбрана). Кстати, новость про Бутусова вызвала настолько восторженный отклик мхатовцев, что Олег Табаков резюмировал:
– Бутусов человек, конечно, непростой, но надо будет обязательно ему передать, как его здесь любят и ждут. Несмотря ни на что.
Встреча мхатовцев после отпуска – это всегда событие яркое. И дело не только в том, что МХТ – форпост режиссерского театра, связанный с именами Станиславского и Немировича-Данченко. Сегодня это еще и театр, занимающий лидирующее положение по количеству медийных лиц в труппе. В зрительном зале днем 30 августа можно было увидеть Ирину Мирошниченко и Марину Зудину, Нину Гуляеву и Наталью Егорову, Авангарда Леонтьева и Евгения Киндинова, Контантина Хабенского и Игоря Золотовицкого, Алексея Кравченко и Игоря Верника, Максима Матвеева и Дмитрия Назарова…

– Из неприятного, – обратился он к залу. – Хочу вам напомнить (а это меня очень беспокоит): читайте внимательно контракты. Там написано, что ваша работа в театре начинается не с первой репетиции или спектакля, а с первого дня работы те-ат-ра. Одним словом, будьте корректны. Среди вас немало интеллигентных людей. Поддерживайте эту легенду.
Зал приветливо загудел, раздались аплодисменты. Но Олег Павлович сохранял серьез.
Он напомнил, что после смерти «нашего друга и учителя» Олега Ефремова прошло уже 16 лет, на протяжении которых ему приходится денно и нощно стоять у руля МХТ.

В ближайшем будущем, например, Олега Павловича ждет радостное событие: уже 15 сентября откроется новая сцена Театра п/р Табакова на улице Гиляровского – событие хотя юридически и не связанное с Художественным театром, но все же имеющее к нему самое прямое отношение – как сосуд в кровеносной системе.

Но нельзя и зазнаваться. Зритель, как и положено, проверит нас на вшивость в течение этого сезона, из чего будет складываться трезвая оценка того, что мы собой представляем. А это очень большая ответственность. Я когда выхожу на сцену, еще ничего не сказал, мне уже хлопают. И я долгое время после этого думаю: что же мне надо сделать сегодня, чтобы их удивить? У нас в Саратове так хлопали Степану Михайловичу Муратову, Александру Ивановичу Щеголеву… И Раиса (Раиса Максимова, ныне актриса МХТ. – В.Б.) всегда выходила на сцену под гром оваций. Театр, конечно же, удивительное место. Поэтому хочу сказать слова благодарности тем, кто много лет назад благословил историю МХТ, и тем, кто не словами, а делом помогал его развитию.

– Там и для меня ролька подготовлена. Главное не подвести.
Репертуар Малой сцены пополнят «Спящий принц» Теренса Рэттигана (режиссер Роман Самгин), «Весы» Евгения Гришковца в постановке автора, «Старуха» по Даниилу Хармсу (режиссер Денис Азаров).

А на Основной сцене Александр Молочников, поставивший пару лет назад нашумевший спектакль «19.14», представит свою новую постановку – «19.17», посвященную столетию Октябрьской революции. В конце сезона Евгений Марчелли приступит к репетициям «Дачников» Максима Горького, но ожидается так же и работа Юрия Бутусова (пьеса пока не выбрана). Кстати, новость про Бутусова вызвала настолько восторженный отклик мхатовцев, что Олег Табаков резюмировал:
– Бутусов человек, конечно, непростой, но надо будет обязательно ему передать, как его здесь любят и ждут. Несмотря ни на что.