Евгений Миронов

«Он верил в справедливость»

 

Евгений Миронов связан с Солженицыным не только творчески. Он дважды бывал в доме писателя, говорил с ним, что помогло Миронову сыграть в кино роль Нержина (сериал «В круге первом»). Кроме того, Евгений Миронов стал единственным в России артистом, лауреатом солженицынской премии (обычно эта премия вручается литераторам). Этот почетный приз он получил по решению писателя в 2004 году за роль князя Мышкина в телефильме «Идиот».
– Как я познакомился с творчеством Александра Исаевича? Это произошло в Школе-студии МХАТ. Олег Павлович Табаков нас очень образовывал. Ну, например, в 1990 году, когда я учился, произведения Галича были еще запрещены, а мы уже ставили его «Матросскую Тишину». И она стала нашим дипломным спектаклем. Примерно в тот же период я познакомился и с творчеством Солженицына. Потому что и «В круге первом», и «Красное колесо», и «Архипелаг ГУЛАГ» – это все читалось в то время. Я, честно говоря, тяжело воспринимал такую литературу. Она отличается документальностью. Но все же мысль поставить в театре «Один день Ивана Денисовича» меня неоднократно посещала.

Наше личное знакомство с Александром Исаевичем состоялось неожиданно, в 2004 году. Он позвонил мне и сказал, что понравилась моя роль в «Идиоте» и что я получаю его премию. Чуть позже мне ее вручили Наталья Дмитриевна и режиссер Владимир Бортко. После этого я захотел познакомиться с Солженицыным лично и поехал к нему на встречу. Очень волновался, готовился психологически, но все же я должен был увидеться с ним. Дело в том, что мне предстояло сыграть Нержина в сериале «В круге первом». Это фактически образ Солженицына, его глазами мы следим за жизнью «шарашки». Поэтому мне нужно было его кое о чем спросить.

У нас было две встречи с Александром Исаевичем. И если бы наша любовь не была взаимной, я думаю, что не было бы второй встречи. Так сложилось, что в первый раз я был даже удивлен его знанием каких-то моих работ. Он задавал мне очень конкретные вопросы. И в частности, о работе над «Идиотом». А еще попросил, чтобы я принес ему фильмы с моим участием, которые он не видел, – «Мусульманин», «Превращение», «В августе 44-го». И я, конечно, это сделал.

Но у моего визита была и сверхзадача. Мне было очень важно узнать, как этот человек смотрит на мир, как он выстраивает свой быт. Я обратил внимание, например, что у него на столе лежат маленькие листочки, исписанные мелким-мелким почерком. Я понял, что это лагерная привычка. И это наблюдение я использовал в фильме. Нержин тоже будет мелко-мелко писать на клочках бумаги и потом их прятать.

У Солженицына удивительная память была. Он ее специально тренировал. Часто ведь в лагере нельзя было записывать. Мало того, была опасность, что тебя предадут люди, которым ты дал листки на хранение. Поэтому Солженицын очень многое запоминал. Помню, когда я постучал к нему в дверь, он сказал: «Входите, Евгений Витальевич!» Он подготовился к общению со мной, что тоже говорит о его характере. И еще меня потрясло, что он работал по 8 часов в день до самого конца жизни. Хотя до этого он работал и по 12, и по 14 часов. Но когда стал работать по 8, говорил: «Теперь, к сожалению, я работаю мало». Работа для него была на самом деле огромным счастьем.

Все его называли великим, а ему даже некогда было подумать на эту тему, потому что он считал себя абсолютным посредником между Богом и тем, что он должен сделать. Он выполнял миссию, которая на него возложена. Называл себя не писателем, а летописцем.

Я знаю из рассказов Натальи Дмитриевны, что их называли раньше «врагами обедов». Потому что для Солженицына обед – это пустая трата времени. Сидеть и говорить ни о чем ему всегда было скучно и мучительно. Он считал, что за это время он мог бы сделать что-то очень конкретное. Я представляю, как тяжело его близким, поскольку на первом месте у него всегда стояла работа.

…Он отвечал на мои вопросы, и я все равно не мог найти ответа, как он устоял. Я в итоге спросил у него: «Что вам помогало вот так удержаться?» Ведь не может же быть, чтобы человек выдержал столько трагедий на своем пути. «Вера в справедливость», – ответил он. Он верил, что останется не только жив, но и исполнит свою миссию.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Скончался актер Никита Логинов

    Артист театра «Около дома Станиславского» Никита Логинов умер от сердечного приступа, ему было 56 лет. «С глубокой скорбью сообщаем о скоропостижной смерти от сердечного приступа артиста нашего театра Никиты Логинова, - говорится на странице театра в Facebook. ...
  • Умерла актриса и певица Жюльетт Греко

    В среду, 23 сентября, во Франции в возрасте 93 лет скончалась певица и актриса Жюльетт Греко, об этом сообщило издание Le Monde. «Наверное, последняя из культовых фигур эпохи экзистенциализма, послевоенной Франции, парижских кафе Левого Берега, - написал об актрисе на своей странице в Facebook киновед Андрей Плахов. ...
  • «Ушли солнце и улыбка нашего театра»

    24 сентября в возрасте 74 лет скончался народный артист России Вячеслав Войнаровский, об этом СМИ сообщил сын оперного певца – актер театра «Мастерская Петра Фоменко» Игорь Войнаровский. «Папа умер сегодня дома, это случилось в два ночи», – цитирует ТАСС слова сына артиста. ...
  • «Многие его постановки воспринимались, как ожог»

    23 сентября для многих театральных деятелей Санкт-Петербурга связан с именем основателя и первого режиссера Молодежного театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого (1940-2008). В этот день ему исполнилось бы 80 лет. По случаю памятной даты друзья и коллеги поделились своими воспоминаниями. ...
Читайте также