Марк Захаров: «Запретительные меры - это болезнь»

 

Общественная палата предлагает создать специальную комиссию, которая будет «оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу». В состав комиссии должны войти «искусствоведы и люди, доказавшие свое право на оценку искусства». По просьбе «Театрала» эту инициативу прокомментировал художественный руководитель «Ленкома» Марк ЗАХАРОВ.
 
– У меня возникает негодование, когда поднимаются подобные вопросы. Попробовали бы эти люди определить, какие произведения живописи хороши, а какие нет, какие можно показывать, а какие нет. Это невозможно сделать в принципе – ни теоретически, ни практически. Так что все эти разговоры о комиссиях дилетантские, непрофессиональные.
 
Что такое «Черный квадрат» Малевича? Если его провезти по стране и показать людям в регионах, рассказав, что это особое направление в живописи, супрематизм, кем-то оно останется непонятым. Интеллигентные люди всегда относятся к таким вещам спокойно: ну, хорошо, я не понимаю такое искусство, оно мне не очень близко, но оно может нравиться другим, и я не впадаю в истерику. А сейчас все чаще возникают какие-то истерические вопли. Меня это очень беспокоит.
 
Запретительные настроения мы уже проходили. И сейчас по телевидению часто вспоминают о том, как под запрет попадали замечательные произведения искусства – музыка Шостаковича, Прокофьева… Я вспоминаю некоторые свои спектакли, которые закрывались, потому что считались вредными. Через некоторое время – четыре года или пять – их открывали, но иногда это время очень дорого стоило. Теперь об этом можно вспоминать только с улыбкой.
 
Я думаю, запретительные меры – это болезнь, и она пройдет. Как прошел период сталинских запретов, так пройдет и это. У болезни есть свои носители, их немного, называть их не нужно, фамилии эти известны. Это люди с ханжескими, очень несвоевременными и опасными для общества идеями. В то же время есть вещи, на критику которых государство налагает табу. Например, нельзя трогать вещи патриотической направленности. А на произведения, которые относятся к искусству без политики, зачастую набрасываются.

Это такая «теория заговора»: кругом «враги», и если взять глобус и посмотреть на планету, то единственной нормальной страной на ней окажется наша, а все остальные – «вражеское окружение», которое мешает нам жить и подталкивает мир к педофилии и разного рода ужасам, о которых мы постоянно слышим по телевидению. Очень многие из этих обвинений абсолютно беспочвенны и вредоносны. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Мы надеемся отстоять автономность театра»

    В Иркутске под угрозой исчезновения оказался авторский композиторский рок-театр «Театр Пилигримов», созданный 30 лет назад музыкантом Владимиром Соколовым. Министерство культуры и архивов Иркутской области приняло решение реорганизовать театр-студию и присоединить к Иркутскому областному музыкальному театру. ...
  • «Эти 25% по-настоящему любят театр»

    В Москве с 13 ноября действуют новые ограничения в связи с распространением коронавируса – до 15 января 2021 года максимальное число зрителей в театрах не должно превышать 25% вместимости зала. «Театрал» поговорил с руководителями столичных театров о новых правилах в связи с пандемией. ...
  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
Читайте также