От «Тангейзера» – к Кафке

«Процесс» Тимофея Кулябина сыграли в Москве

 
Собираясь на спектакль Тимофея Кулябина по «Процессу» Кафки, ожидаешь неминуемо встретить там намеки на его собственный нашумевший процесс по делу «Тангейзера» в Новосибирске.  Но ничего подобного в постановке нет. Если столкновение с отечественным судопроизводством и чиновничьим произволом и подтолкнуло режиссера в сторону Кафки, став его внутренним личным мотивом, то внешне это никак не проявляется.
 
«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» и тому подобные присказки лучше забыть сразу. Спектакль «Красного факела» получился совсем о другом. Все ждали от Кулябина острой злободневности, а он поставил экзистенциальную притчу, доказав в который раз, что реноме «скандального режиссера» приписано ему по недоразумению. Что на самом деле его интересуют вещи куда более глубокие, чем поверхностные политические аллюзии, эпатаж и броская форма.
 
Про спектакль, оформленный постоянным соавтором режиссера, художником Олегом Головко, можно сказать, что он состоит из общих мест современного театра – плазменный экран, использование видео, живой съемки с камеры и так далее. Но эти технологии уже настолько прочно вошли в сценический обиход, как всевозможные гаджеты, айфоны и взрывоопасные «самсунги» – в наш повседневный быт. А Кулябину было важно показать сегодняшнего человека в привычной для него обстановке. Вспомним, что персонажи его «Трех сестер», показанных на «Территории» год назад, тоже вовсю пользовались смартофонами и ноутбуками, не акцентируя, впрочем, на этом внимание. Однако в «Процессе» постановщики словно отходят на один шаг в прошлое, сделав главным вещдоком спектакля видеокассеты, на которых фиксируется поведение арестованного. Из них даже был сделан пресс-вол в фойе, где могли фотографироваться все желающие. (Впрочем, не исключено, что наше судопроизводство до сих пор не перешло на цифровые носители, и все это не сознательное ретро, а простая фиксация фактов.)
 
В любом случае в спектакле Кулябина речь идет о человеке новейшего времени, и это доказывает прежде всего исполнитель главной роли – Антон Войналович. Он выглядит младше 30-летнего Йозефа К., его герой еще совсем юн, неопытен, но вполне уверен в себе. Это успешный и энергичный яппи в модном костюме, который идет по жизни легко, не ждет от нее подвохов и, кажется, прекрасно понимает, как тут все устроено. И в этом его главная ошибка. Жизнерадостный и симпатичный юноша, любимец женщин и баловень судьбы, со всего размаха вдруг влетает в липкую паутину Системы, и чем больше трепыхается и пытается вырваться, тем прочнее в ней увязает.
 
Тимофей Кулябин придумал простой, но очень эффектный ход: лица всех остальных актеров скрыты полупрозрачными масками, а их голоса искажаются микрофонами, так что главному герою приходится иметь дело не с живыми людьми, а с их безликими подобиями. Но удивительное дело, лишенные своих главных рабочих инструментов – мимики и голоса, новосибирские актеры не становятся менее выразительными, даже наоборот. Диалоги Йозефа К. с этими симулякрами завораживают, ну, как если бы он общался с инопланетянами, и подспудно внушают страх. Эти маски отвратительны, но от них невозможно оторваться. И загипнотизированные зрители, как кролики перед удавом, смотрят, как государственная машина поглощает очередную жертву.
 
В сценической редакции Ольги Федяниной (инсценировка довольно близка к структуре романа) присутствует фигура комментатора, что тоже работает на эффект остранения. Играющий эту роль Павел Поляков – вне матрицы, он появляется на экране без маски, хотя лицо его тоже скрыто капюшоном, и рассказывает зрителям о тонкостях судебной системы, как какая-нибудь «википедия» или приглашенный секретный эксперт на телевидении. То есть на злоключения главного героя мы смотрим со стороны, отделенные от него привычной оптикой камер и экранов. Но от этого история, как ни странно, не теряет своего драматизма и все два с половиной часа держит зрителей в напряжении, даже если они хорошо знают сюжет.
 
Спектакль Кулябина – в какой-то мере поколенческое высказывание. Он транслирует мироощущение тех, кто вырос в благополучные двухтысячные, в свободной и вполне цивилизованной, как они думали, стране. Тех кто верил в силу прогресса, либеральные ценности и рыночную экономику, в конце концов. И вдруг погрузился в серую, аморфную и вместе с тем агрессивную, поистине кафкианскую среду, где не работают законы логики и здравого смысла. Здесь бесполезно махать джедайским мечом справедливости, он все равно утонет в ватной пустоте. И в очень сильном, отлично придуманном финале Йозеф К. добровольно ложится под нож, просто потому что не знает, не понимает, как жить в этом мире дальше.         
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера в театре Моссовета спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ»: фоторепортаж

    1 октября в Театре Моссовета, открывшем свой 100-й юбилейный сезон, состоялась премьера спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» в постановке худрука театра Евгения Марчелли. Евгений Марчелли представил неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой главный герой сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки. ...
  • В аварии погибли актрисы театра кукол

    О трагедии в Краснотурьинском театре кукол сообщил на сайте СТД РФ его председатель Александр Калягин. Он выразил соболезнования коллективу театра, родным и близким актрис Юлии Арабей и Кристины Шварц, которые погибли в результате аварии. ...
  • Премия «Белый слон» объявит итоги без церемоний

    Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» решила не проводить церемонию награждения лауреатов. Вместо этого экспертный совет планирует опубликовать ее итоги 16 января 2023 года.   «Координационная группа экспертного совета Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» решила в этом году не отказываться от традиционного, в 25-й раз, подведения итогов кинематографического года. ...
  • Восемь фильмов Олега Ефремова

    1 октября исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. «Театрал» подготовил подборку фильмов с его участием. Мой младший брат (1962) Режиссер Александр Зархи. Олег Ефремов в фильме играет Виктора Денисова, старшего брата Димки, которого сыграл молодой Александр Збруев. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Из-за мобилизации с Театра Виктюка сняли афишу «Мертвых душ»

    С фасада Театра Романа Виктюка, где открыли призывной пункт, сняли баннер спектакля «Мертвые души». На это обратил внимание Телеграмм-канал «Осторожно, Москва».   Подруга одного из мобилизованных рассказала каналу, что афиша привлекла внимание призывников и провожающих их друзей и родственников – они начали ее фотографировать. ...
Читайте также