На балу у Марлен

«Берег женщин» в Театре им. Вахтангова, режиссер – Анжелика Холина

 

Легендарный секс-символ XX века Марлен Дитрих крайне редко возникает в современном искусстве в ином статусе. «Голубой ангел» стал не только ее триумфом, но и клеймом, от которого она не смогла избавиться: ни сыграв в киношедеврах Альфреда Хичкока и Стэнли Крамера, ни покорив мир со своим эстрадным шоу. Театр Вахтангова восстановил справедливость, выпустив спектакль, вдохновленный ее драматичной судьбой и удивительными песнями.
Спектакль «Берег женщин» – это история прошлого столетия, поведанная в танце. Постановщица – известный литовский балетмейстер Анжелика Холина. Несколько лет назад в Литве она уже осуществила постановку, основанную на известных и безызвестных песнях, спетых Марлен Дитрих. Впрочем, тогда исполнителями были профессиональные танцовщики. В нынешней премьере Театра Вахтангова задействованы драматические актеры, для многих из которых роли в этом спектакле – первые после студенческих работ.

Художественный руководитель театра Римас Туминас на сборе труппы назвал «Берег женщин» камертоном для нового сезона, который, судя по количеству анонсированных премьер, станет весьма напряженным. Бессловесный и хореографически размеренный спектакль, и в самом деле, словно специально предназначен, чтобы задавать театральный ритм.

В оформлении – ничего лишнего. Изысканная и насыщенная смыслами лаконичность. Антураж зала ожидания или какого-то портового кафе создают несколько столиков, беспорядок чемоданов, вентиляторы, бороздящие тенями полупустую сцену, и наклонное зеркало, тусклая поверхность которого не только предъявляет зрителям декорацию в ином ракурсе, но и придает ей завершенность кинематографического кадра. Полузабытые мелодии и обволакивающий хриплый голос певицы прерываются пароходными гудками и пронзительным воем сирены. Война, эмиграция, изгнанние – вот фон для простой и очень женской истории встреч и расставаний, исполненной в фокстротах, вальсах и танго. И этот фон определяет все.

Персонажи спектакля – многочисленные реинкарнации Марлен Дитрих, блондинки и брюнетки, высокие и миниатюрные, вамп и инженю. Впрочем, ее неповторимый образ, несмотря на всю несхожесть героинь, оказался повторен в каждой из них. Не столько благодаря взбитым шиньонам, искусным локонам и отлично стилизованным костюмам, сколько чистой пластике – движениям, поворотам головы, осанке и походке, которые хореограф уловила, оформила и передала актрисам.

Скрупулезная внимательность влюбленного проявилась и в подборе песен. Среди них – популярные кинозонги, «Лили Марлен» и такие раритеты, как «You are the cream in my coffee», первая кинематографически зафиксированная песня, которую Дитрих исполняла на пробах к «Голубому ангелу», и «Just a gigolo», ее последняя песня из одноименного фильма. И все эти музыкальные редкости воспринимаются в спектакле не как музейные экспонаты и замшелое ретро, но как эмоциональная, живая ткань, драпирующая невысказанное, однако оттого не менее понятное повествование.

Структура «Берега женщин» – схематична до предела. Танцевальные номера сменяют один другой. Закончившие танец уходят в тень, новая пара – в центре сцены. За схемой – «вахтанговский» юморок, женская обворожительность, взгляды в диапазоне от игривых до безнадежных… Песни Дитрих, в основном, лишенные четкой сюжетной линии, не становятся предметом для живых картин. Они настраивают на нужный лад. Их многоязычность (английский, французский, немецкий, даже иврит) не требует перевода. Вольная актерская интерпретация богаче и понятнее слов.

Камертон – отличное определение. В нем есть нечто ученическое. Как и в самом спектакле, который потребовал от актеров воспоминаний (для кого-то еще совсем свежих) о школе, о театральных началах. Ведь, как известно, для них все начинается с пантомим. В этом многонаселенном спектакле трудно выделиться и нельзя остаться незаметным. Таким образом, театр Вахтангова декларирует ансамбль и школу как основу основ. Декларирует удачным спектаклем, открывая им сезон в эпоху перемен. И Марлен Дитрих, кажется, очень недурно смотрится в качестве новой Турандот.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также