В театре «Сфера» завелась «Гадюка»

Красным по белому

 

Спектакль по мотивам повести Алексея Толстого поставила ученица Олега Кудряшова Виктория Печерникова. В ролях – молодые артисты труппы.
 
Девушка в светлом платье ищет любовь на первом балу. Девушка в гимнастерке хочет любви в угаре сражений. Женщина в сером – не ищет, не хочет, практически не живет, но – возрождается, едва любовное чувство касается ее загрубевшей души. Вечная фабула про поиски чувства как важного смысла у Толстого облачена в детективный сюжет с трагическим финалом. На сцене «Сферы» детектив начинается с ответа на вопрос «кто убийца», а действие превращается в следственный эксперимент.
 
Главная героиня – Оленька, дочь купца-старообрядца. Она же товарищ Зотова, она же Гадюка (Нелли Шмелева) в юности мечтает о счастье: «Муж-блондин и я в розовом пеньюаре отражаемся в никелированном кофейнике». Но мечты не сбываются, вместо них – атакуют кошмары.
 
Юную девочку в светлом платье перемалывают жернова обстоятельств: родители убиты, дом ограблен, сама в больнице с разбитой головой. Она не думает сдаваться, но и не может понять, с кем надо бороться. То балом беспорядка и бесчинств верховодит Временное правительство, то сменяет его пролетариат. Постепенно из «белой» и трепетной Ольга превращается в угловатую «красную» с резкими жестами и выправкой солдата. Что это – вынужденная «перебежка» или движение в сторону любви?... Обаятельный и грубоватый Емельянов (Алексей Суренский) обучает девушку военному делу – чтобы могла и скакать, и стрелять. И она послушно берет уроки, лишь бы подольше быть рядом с учителем. На фоне общей смуты, в промежутках между стрельбой и жестокостью товарищи Зотова и Емельянов становятся простыми женщиной и мужчиной, которым просто хорошо вместе. Сцена, где Ольга зашивает возлюбленному гимнастерку, простроена до квадратного сантиметра.
 
Вообще «Гадюка» Виктории Печерниковой – стилистически попадает в орбиту «Сферы»». Актеры проживают свои роли под звуки скрипки, саксофона и рояля, а самые отчаянные страсти демонстрируют в ритме танца. Отражением эпохи звучат романсы Александра Вертинского, бодрые песни Гражданской войны и залихватские куплеты нэпа. И во всей политической чехарде Ольге Зотовой «приказано выжить». Но выбраться из этой мясорубки возможно только ползком, набравшись яда. Оттого и называют ее «Гадюкой», что всегда в сером и при первом же случае – шипит на людей.
 
После того, как убивают ее любовь – Емельянова, товарищ Зотова и вовсе становится тенью себя самой. Соседи по коммуналке не могут принять это бесцветное, почти бестелесное существо с револьвером за пазухой. Ольгу боятся и травят одновременно, а ей остается лишь защищаться. Ни шумная Марья Афанасьевна (Виктория Склянченкова), ни комичный  Петр Семенович Морш-Понизовский (Дмитрий Новиков), ни хорошенькая в розовых шелках Лялечка (Валерия Гладилина) – по отдельности не враги Ольге. Но все вместе они превращаются в стаю шакалов, готовых растерзать того, кто слаб. Зотова же – такая резкая и колючая, с папиросой и в гимнастерке – в один миг становится слабой. Она влюбляется, и все то женское, нежное, что трепетало на первом балу в ожидании чуда, просыпается в ней. Она снова стремиться стать Оленькой, ей нужно купить чулки и губную помаду. Ей хочется нарядиться и мило кокетничать, как это делают девушки, которых не мотало по военным гарнизонам. Ведь это несложно, ведь у глупенькой Лялечки это запросто получается!
 
Но светлое платье и завитки в волосах не превращают героиню в Оленьку. Печать пережитого – трагического и сложного – лежит на ее красивом лице. Возлюбленный (директор треста) видит в ней лишь товарища Зотову, бойца Красной армии. Он поспешно женится на другой. И тогда «Гадюка» выпускает жало…
 
Ольга Зотова совершает убийство и признается в этом с самого начала. А вот какого приговора она заслуживает – на этот вопрос каждый зритель должен ответить самостоятельно в финале следственного эксперимента.  

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
Читайте также