Владимир Андреев: «У каждого - свой Этуш»

 
Несколько лет назад народный артист России Владимир Андреев по просьбе "Театрала" рассказал о своей многолетней дружбе с Владимиром Этушем. Утром 9 марта Владимира Этуша не стало: в память о нем "Театрал" приводит этот очерк. 
 
Недавно мы встретились на одном мероприятии.
– Что же ты мне не звонишь?! – первым делом спросил он.
– Володечка, я как ни позвоню, телефон не отвечает. Ни ты, ни Лена не подходите.
– Значит, ты звонишь, когда мы за рубежом. Ты должен угадывать, и нам надо успевать видеться друг с другом!


Успевать видеться… Как точно сказано. Жизнь ведь скоротечна. В молодости, несмотря на колоссальную занятость, оставалось время на дружбу. А сейчас… У него репетиции, у меня репетиции, а силы уже не те… Но все же Володя человек удивительной стойкости и целеустремленности. Я с радостью узнал, что в декабре он выйдет на сцену в новом спектакле.

Несмотря на все хвори, Володя верен профессии, как и театру, который он никогда не предавал.

Для меня он Володя Этуш. Он мне сам когда-то разрешил так его называть, и даже не то чтобы разрешил, а настойчиво предложил, несмотря на то, что он старше меня на семь лет. Но в нашем возрасте эта разница уже микроскопическая, исчезающий пустяк. Когда тебе исполняется 50, время делает странную петлю, и – оля-ля! – ты уже ровесник старшим друзьям, учителям и даже, страшно сказать, своим родителям.

Так вот, познакомились мы с ним давным-давно, году в 70-м, когда я снимал телевизионный фильм «Клоун» по произведению Виктора Драгунского, и там играл Этуш. До этого мы фактически не знали друг друга, и я был поражен, насколько он был скромен, насколько ответственно и строго относился к съемкам. Маяком для него был Леонид Енгибаров, такой грандиозный грустный клоун, если помните. Этуш, кажется, изучил все его творчество. И играл виртуозно!
Правда, дружба наша возникла лет двадцать спустя. Году этак в 92-м Володя увидел мой спектакль «Пропавший сюжет» (по Леониду Зорину), сказал очень теплые слова, а закончил свою речь двумя просьбами. Во-первых, немедленно перейти на ты, а, во-вторых, сыграть что-нибудь вместе.

Как тут откажешь! И мы охотно взялись за совместную работу. Я, Володя и Наташа Архангельская репетировали спектакль «Пат, или Игра королей», с которым позже объездили пол мира.

Однажды летели в Алма-Ату. Сели в самолет, и как только он взлетел, тут же к нам подходит женщина с маленькой девочкой и говорит:
– Ниночка, посмотри, вот живой Карабас-Барабас, – и показывает на Этуша.
Ребенок застыл, не оторвать. Мама с большим трудом увела Ниночку в туалет в хвосте. Идут обратно. Остановились. Разглядывают. Карабас смягчился и подарил Ниночке шоколадку, чтобы мама смогла ее увести.

Следом подходит другой пассажир. Говорит:
– Здрасьте. Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица!
Володя терпел и снисходительно улыбался. Потом еще один человек:
– О, товарищ Шпак! Два магнитофона импортных, две куртки замшевые…
Так продолжалось на протяжении всего полета (у каждого из нас – свой Этуш). Но Володя перенес его стойко. Он давно ведь привык к своей немеркнущей славе.
 
У Володи был не самый легкий период в жизни, когда он остался один. Однажды он поделился со мной переживанием:
– Представляешь, – говорит, – играю вчера спектакль и чувствую, что мне все время что-то мешает. Мешает и всё. Сегодня – снова. Я чувствую – чьи-то глаза, направленные на меня, как перископ. А я же не люблю смотреть в зал, но постоянно ловлю на себе столь пристальный взгляд…
 
Дело дошло до того, что Этуш пожаловался администратору: дескать, что происходит. Администратор развел руками:
– Владимир Абрамович, ничего не можем сделать. Приходит девушка с билетом в первый ряд и следит за вами на протяжении всего действия.
Этуш взмолился:
– А нельзя ли пристраивать ее где-то подальше от сцены?
 
Потом прошло время. Мы вновь созвонились:
– Володя, как поживаешь?
– Ничего.
– Как же ты один? Может, тебе помочь в чем-то?
– Не надо...
– Есть кто-то, кто помогает тебе?
– Да.
А спустя несколько месяцев он познакомил меня с Леной – оказалось, что это и была та самая поклонница. Сколько времени прошло, но они по сей день неразлучны. Леночка очень его бережет и, безусловно, дает ему силы.
 
Для меня Этуш легенда еще и потому, что он прошел войну. Как любой настоящий фронтовик о своих боевых заслугах Володя, конечно, никогда не рассказывает – слова не вытянешь, но однажды мы заговорили с ним о мужской принципиальности, и он вдруг рассказал, что как-то на фронте на него накричал командир – лихой, резкий человек.
– Я тебя пристрелю!
Но Володя и сам человек темпераментный, за словом в карман не полез и тоже схватился за пистолет:
– Это я тебя пристрелю. Посмотрим, кто первый.  
Крикун мгновенно смягчился, и после того случая зауважал Володю (их вражда, как ни странно, даже в дружбу переросла).
 
Понятие достоинства – одно из главных качеств у Владимира Абрамовича. И проявляется это во всем – в отношении к друзьям, к партнерам, к студентам… Сегодня, когда преобладает эстетика небрежности, граничащая с неряшливостью, Володя остается одним из тех редких людей, кто опрятен во всем: не только в своих делах и поступках, но и в одежде. То как он носит костюм, всегда ставилось в пример студентам театральных вузов. Безупречный стиль. Он и пальто тебе может подать, чему я с непривычки очень удивился однажды. Но Этуш ответил:

– Меня так Завадский научил. Ели я человека уважаю, если он заслуживает этого, то я могу подать ему пальто.
С тех пор я делаю то же самое. Ну дамам-то лучше подавать пальто всегда и везде, а вот мужчинам не всегда полагается, а только в виду уважения и заслуг.
 
Иногда я думаю: Володя, конечно, достоин того, чтобы всю жизнь у него учиться. Это не дифирамбы, а давно открытая истина.
Несколько лет назад я сыграл Князя К. в «Дядюшкином сне» Театра Ермоловой. Так совпало, что вскоре я встретил Этуша (он ведь играет аналогичную роль в Театре Вахтангова).
– Ну что? Ты отважился сыграть то, что я играю уже давно? – и бровь так хитро вверх ползет.
– Да, Володь, да, играю.
– Приду посмотрю.
Я оробел:
– Ну, хорошо, приходи, но только заранее предупреждаю: не расстраивайся.
– Хорошо играешь, что ли?
– Очень по-своему. На тебя непохоже.
– Ну, проверим-проверим! – сказал он с лукавой своей улыбкой.
 
Он вообще всегда умеет гениально анекдот рассказать к месту – чтобы взбодрить и взбодриться. Разнообразная он личность и очень серьезная, а иногда и очень смешная, как и должно быть у человека выдающегося.




Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также