Прадед «Театрала»

Из истории российских театральных журналов

 
«Сегодня театр кормит зрителя некачественной пищей. Нет былых идеалов, артисты больше не стремятся извлечь из своей роли хоть что-нибудь полезное для души… На сцене идут смешные пьесы, которые должны принести доход театральной дирекции, но никто не задумывается, какой ущерб они приносят человеческой душе». Эти строчки мы прочитали в журнале «Театрал» за 1897 год. Много времени прошло, а кажется, что написано это сегодня...
До революции у нашего журнала был прадедушка – небольшого формата журнал «Театрал», который издавался в Москве в 1895–1897 годах. Правда, тот журнал терялся на фоне своих собратьев. Это было время, когда в Москве и Петербурге выходили десятки театральных изданий, много редакций существовало и в провинции. Театральный журнал был настолько же распространенным явлением, как сегодня театральный сайт. Дошло до того, что к началу ХХ века целый ряд театров обзавелся собственной прессой. Например, Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам», а Таиров – газету «7 дней Московского камерного театра». В 1930-е годы появились газеты «Вахтанговец», «Малый театр», «Стройка Театра Красной армии» и т.д. В общей сложности до революции в России выпускалось свыше 300 журналов и газет по театру, а в советское время – около 500. Однако сегодня мы расскажем только о журнале «Театрал» конца XIX века.

«Четвероногие артисты»

В принципе мало что изменилось с тех пор. Как и сегодня, журнал продавался в книжных магазинах, в театрах перед началом спектаклей и распространялся по подписке. Редактор «Театрала» Федор Куманин был настоящим ценителем драматического искусства: он любил талант Марии Ермоловой (актриса Малого театра) и один из первых обратил внимание на игру Веры Комиссаржевской – великой актрисы, которую в ту пору недооценивали критики. Несмотря на личные вкусы редактора, «Театрал» никогда не призывал публику любить одних артистов и насмехаться над другими. Это был интеллигентный журнал, который хотел в увлекательной форме говорить о театре. Главная задача журнала заключалась в том, чтобы заинтересовать широкую публику сценическим искусством.

На первых страницах каждого номера печатались пьесы современных авторов. Интересно, что пьесы эти появлялись не ДО постановки на сцене, а ПОСЛЕ. Редакция заранее договаривалась с драматургом, чтобы свою пьесу он разрешил напечатать именно в этом журнале. До революции публика любила перечитывать именно те пьесы, которые видела в театре. Наиболее оригинальные фразы заучивались и переписывались в семейный альбом.

В семейный альбом переписывались также и эпиграммы, которые «Театрал» старался печатать в каждом номере. Наиболее часто они появлялись в рубрике «Записки старого актера». Так, на смерть комика Петра Степанова один из авторов написал:

Мой Бог! Как рок несправедлив!

Зачем не тот он вынул номер?

Степанов благородный помер,

А сукин сын, собака, жив.

(См. «Театрал», 1897, №110, с. 63.)

В том же номере публиковалась эпиграмма по поводу приезда в Москву дрессировщиков Дуровых с собаками:

Возникли новые вопросы

О том, как сцену понимать,

Явились моськи и барбосы

Артистов наших заменять.

Не правда ли, напоминает стиль современных эпиграмм Валентина Гафта? Однако до рождения Гафта было еще полвека. Эпиграмма заканчивалась такими строчками:

О, критики, фельетонисты!

Страшитесь нападать на них:

Четвероногие артисты

Скорей облают вас самих.

«Перегримского платья не надевать»

Одна из любимых рубрик «Театрала» называлась «Из прошлого императорских театров». Например, в №109 за 1897 год автор рассказывал о петербургских маскарадах XVIII века. «При императрице Елизавете Петровне, – пишет он, – маскарады стали устраиваться с большой роскошью и угощением от двора. Сама императрица, любившая вообще увеселения, принимала в маскарадах деятельное участие. Маскарады начинались тогда в 4 часа пополудни и могли продолжаться несколько дней. Например, на 25 апреля 1748 года назначен был «бал пополудни в галерее при дворе», на 26 число «в оперном доме итальянское действие, пастораль», а 28 – маскарад. При расписании маскарада сделаны приписки: «перегримского платья и собственного не надевать».

История русского театра вызывала большой читательский интерес. Театральных библиотек было мало, а театроведческой науки еще не существовало, поэтому любые публикации о прошлом русского театра читатели хранили долгие годы. Чтобы облегчить эту задачу, сотрудники «Театрала» ввели специальную услугу для подписчиков: полугодовую подборку журнальных номеров можно было переплести в виде отдельной книжечки.

В чужом амплуа играть запрещается

Театральными проблемами до революции занимался, как и сегодня, Союз театральных деятелей. Правда, в то время он именовался по-другому: Императорское российское театральное общество. На съездах обсуждались дальнейшие пути развития театра, обозначались наиболее актуальные проблемы современной сцены. К этим съездам театральщики готовились заранее. Им в помощь «Театрал» публиковал статьи под названием «Мысли о современном театре и его нуждах» (см. «Театрал», № 109 за 1897 год). Что волновало наших коллег в старину? В точности то же самое, что и сегодня. «Разве можно винить актера за то, что он плохо играет? – задавался вопросом автор со звучной фамилией Керенский. – Находясь в полной зависимости от антрепренера, который бесчеловечно его эксплуатирует, в постоянной погоне за куском хлеба, играя почти ежедневно, не имея даже возможности прочесть роль, актер не может и не имеет сил не только хорошо играть, но даже как-нибудь играть». Но при этом автор оправдывал и публику: «Публика тоже по-своему права, – продолжает он, – каждый с большим удовольствием пойдет в опереттку, чем на какую-нибудь драму, где ни один актер не знает роли».

Выход из сложившейся ситуации «Театрал» предлагал такой: «1. Учредить городские и казенные театры. 2. Установить известный ценз для актеров, запретив артистам играть не в своем амплуа».

Каждый номер журнала закрывался рубрикой «Современное обозрение». Здесь публиковались небольшие заметки о театральной жизни российских городов. Например, такая: «Сообщают из Ташкента. Несмотря на плохие сборы, товарищество драматических артистов под управлением Н.Е. Максимова продолжает давать спектакли; причины плохих сборов: теперешний состав труппы и распределение ролей между ее артистами. Обстановка невозможная, срепетировки никакой, отношение к делу вообще, как видно, халатное…».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также