Диана Вишнева погрузилась в «гага»

 
Знаменитая балерина в четвертый раз провела Международный фестиваль современной хореографии «Контекст». Он прошел в Москве на нескольких площадках.  
 
Название проекта как нельзя лучше отражает его сущность. Задача «Контекста» – пристально вглядеться в текущий танцевальный процесс, в его пластическую и смысловую многоликость.  И этим способствовать развитию балета.  Программа как всегда была насыщенной. Кроме спектаклей – воркшопы, кинопросмотры, творческие встречи. Точнее, одна встреча, но какая! На «Контекст» приехал Матс Эк – великий хореограф наших дней. И не просто приехал, чтобы поговорить с аудиторией, хотя и этого было бы достаточно: так впечатляют спокойная мудрость Эка, его поразительная внутренняя свобода, отсутствие злобно бушующих в душе «комплексов творца». Мастер привез фильм-балет «Место». Он сделан в 2009 году для Михаила Барышникова и любимой танцовщицы Эка Анны Лагуны. Невозможно пересказать эту пронзительную притчу «он, она и стол» (о неумолимой старости тела и запертой в теле, но рвущейся наружу молодости творчества и души). В момент создания балета его авторам, начиная с хореографа, было ой как немало лет. Но танцевальную трагикомедию, разыгранную двумя гениальными стариками в хореографии гениального старика, хочется смотреть бесконечно. Утирая набежавшие слезы в спасительной темноте зала.  
 
Важным моментом «Контекста» всегда становится встреча уже состоявшегося с начинающимся. Такой обмен благотворен, вне зависимости от качества увиденного. Именно за новым опытом публика приходит на гастроли известных мировых компаний и следит за конкурсом молодых российских хореографов. На этот раз в конкурсе участвовали шесть претендентов, в том числе из Еревана и Киева. Победителем стала Ольга Васильева (Петербург) с номером The Room, в котором просматривалась грамотно выстроенная, внятная и вполне осмысленная пластическая концепция. Ее автор желал исследовать «отношения между людьми в процессе общения». Учитывая, что в бессюжетной череде сольных и групповых танцев для четырех участников выступили два незаурядных артиста и хореографа – Владимир Варнава и Константин Кейхель, балет и впрямь мог выделиться из прочих номинантов.  
 
Обе гастрольные компании фестиваля по используемой пластике относятся к «среднему» сегменту современного балета, собравшему в себя и начала классической лексики, и находки модерн-данса. Выступления артистов Балета Мориса Бежара были посвящены главным образом хореографии Жиля Романа – бывшего танцовщика компании, уже 9 лет (после кончины Бежара) ее возглавляющего. Зрелище под названием «Словно с Луны свалившиеся» (музыка- Шуберт и Citypercussion)  автором анонсировано как нечто,  навеянное сочетанием группы балерин и одного танцовщика. Судя по экстатически-нервной пластике, он находится в каком-то творческом  поиске. Или в  душевном  раздрае..  Вокруг на пуантах порхают девушки (музы? тени на стене? привидения? игра воображения?  потемки подсознания?). Обволакивая мужчину пластическим маревом в виде угловатых ужимок, колеблющихся рук и рваных жестов.  Сопоставление одного и многих втиснуто в конкретный визуальный ряд: солист забирается в стоящий на пригорке холодильник – и попадает (уже на видео на заднике) в некое пространство,  сотканное из подземных бункеров и глубоких лестниц.    
 
Танцевальный театр Люцерна погрузил в быстрые скорости, вкупе с ритуальностью искусно «обтекающих» друг друга тел в дуэте («Новый ритм», номер Георга Рейшла), и в апофеоз виртуозной пластической медитации (соло израильского хореографа и танцовщика Дора Мамалиа поставлено специально для фестиваля).  Труппа американца Алонсо Кинга (на фото) запомнилась прежде всего породистыми исполнителями, подобранными «пушинка в пушинке»: ладные тела, длинные красивые ноги, отменная выучка. Можно долго смотреть, как ловко перебирают пуантами рослые балерины.  Как ловят женщин в пространстве спортивно-гибкие партнеры, точные во вращениях и умелые в сложных поддержках. Это самодостаточное, всегда почти одинаковое движение масс и дуэтов в одном случае наложено на фрагменты музыки Шостаковича, в другом – на баховский Концерт для двух скрипок, в котором труппа, дотошно вникая в формальные расклады партитуры, демонстрирует замечательную физическую выносливость. А в третьем случае (короткий балет «Основа письма») – на многозначительную концепцию с кусками разных мировых духовных музык и наглядной демонстрацией некого сакрального принципа. Четверка парней носит на руках девушку, наглядно и символически, вознося ее на невидимый пьедестал.
 
Но все это, признаться, померкло в сиянии двух великих эпизодов «Контекста». Первый эпизод – необъявленная вторая часть фестивальной дилогии, балеты, в разные годы поставленные Матсом Эком. После балета «Место» – балет «Топор», показанный в Москве «живьем», еще один дуэт для  пожилых танцовщиков: Анна Лагуна на этот раз выступила с Иваном Ауцели. Учитывая, что в начале этого года Эк объявил о завершении профессиональной карьеры, и новых работ больше не будет, да и старые постановки хореограф, к сожалению, намерен изъять из мирового обращения – «Топор» стал событием первостепенной важности. Эмоциональные вибрации этого балета пробирают до костей. Он, худой, седой и высокий, под переливы всем известной музыки Джадзотто, ранее фигурировавшей как Адажио Альбинони) –  рубит на сцене дрова, замкнувшись  в рутинной привычке.  Она, седая и полная, нелепая и прекрасная, наверняка знающая его сто лет, врывалась в мужскую закрытость с заполошной вечной женственностью и отчаянным желанием внимания. Это фантастическое искусство не бояться быть смешным, феноменальная щемящая клоунада. На стыке быта и условного танца – как трудны и прекрасны поиски общего  языка, как сильна потребность  в понимании у людей любого возраста, и  как славно все-таки найти это – через тернии к звездам!
 
Не оторвать глаз и от пары «Диана Вишнева – Орели Дюпон» (экс-прима балета Парижской оперы, ныне – художественный руководитель этой труппы).  Две женщины в черных туниках, электронная аранжировка «Болеро» Равеля, властно забирающая в плен хореография израильского мастера Охада Наарина, основоположника «гага» – особой манеры движения в современном танце. Что говорит Вишнева об этой хореографии? «Невероятная динамика и сила и в то же время – текучесть и «безкостность». Ты понимаешь, как использовать силу веса и гравитации, брать эмоции от сознания и осознания себя в моменте движения».
 
Что сознает Дюпон, истинная представительница французской классической школы, с ее навеки регламентированными, четкими па?  Наарин «возвращает к чему-то очень природному, давая почувствовать себя ребенком, впервые открывающим свое тело». Что думает сам хореограф о работе с двумя звездами мирового балета? «Я был поражен их строгой красотой, их желанием учиться... скромностью и потрясающим профессионализмом». В сочетании таких порывов мог родиться только шедевр, сотканный из дрожащих коленей, вращающихся локтей, рапида и ходьбы на полусогнутых ногах, ак и повторений одинаковых па (согласно «топчущейся» музыке). И отчаянной, завораживающей погруженности в танец, которая бывает только у артистов высшего класса.  


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Ушел из жизни Илья Кабаков

    В возрасте 89 лет умер художник-концептуалист Илья Кабаков. Об этом сообщил Фонд Ильи и Эмилии Кабаковых. Публичная поминальная служба состоится через несколько недель. Причина смерти не уточняется. «С глубокой скорбью мы сообщаем о кончине Ильи Кабакова, великого художника, философа, любимого мужа, драгоценного отца и обожаемого дедушки. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
  • Григорий Михнов-Вайтенко: «Все равно люди находят возможность творить»

    Российский религиозный и общественный деятель, епископ Апостольской православной церкви Григорий МИХНОВ-ВАЙТЕНКО высказал «Театралу» свое мнение об этических принципах, которые должны быть в основе государства, о разрыве между декларируемым и реальным состоянием общества и о необходимости духовного развития. ...
  • На Симоновской сцене увековечили Вячеслава Шалевича

    Сегодня, 26 мая, на Симоновской сцене Театра Вахтангова открыли бюст народного артиста, лауреата Государственной премии России Вячеслава Шалевича. В вахтанговскую труппу он был принят сразу после Щукинского училища, в один день с Лановым и Ливановым, посвятил Театру Вахтангова всю свою творческую жизнь и параллельно 15 лет руководил Театром им. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
Читайте также