Контракт расторгнут

«Распутник» Эрика-Эммануила Шмитта в Театре сатиры, режиссер Андрей Житинкин

 
Первым делом в памяти, конечно, возникает другой «Распутник» – фильм режиссера Лоренса Данмора с Джонни Деппом в главной роли, но на поверку все оказывается совсем не так.
Понятно, что в спектакле главный герой – философ Дени Дидро, а в фильме – поэт Джон Уилмот, и даже грим Дидро – Юрия Васильева схож с гримом Уилмота – Деппа, но главное не в этом. История английского виршеплета по-средневековому мрачна (в особенности под музыку композитора-минималиста Майкла Наймана). У Житинкина же получилась развеселая байка про жизнелюба, невесть как ставшего мировой величиной. И, что характерно, в спектакле тоже использована музыка Наймана. То ли это постмодернизм, раз можно использовать все и везде, то ли режиссерская небрежность. Итак, Житинкин поставил «Распутника», прекрасно зная о наймановском саундтреке к «Распутнику» Данмора, однако использовал музыку Наймана из другого фильма – «Контракт рисовальщика» Питера Гринуэя.

Сложная логическая цепочка приводит к неожиданно простой параллели: усмотрев схожесть сюжетов «Распутника» Шмитта и «Контракта», Житинкин увлекся цитированием последнего не только в музыкальном и визуальном оформлении спектакля, но и в смысловом наполнении. Неблагодарное дело – сравнивать два произведения, но такие прозрачные намеки – причем никак не отмеченные в программке – к этому, безусловно, располагают. На сцене английская зеленая лужайка и аккуратные кусты, подстриженные в форме кубов, мольберт и огромное ложе, усыпанное подушками. Одеты все герои сообразно идее: средневековые платья и парики – правда очень похоже на «Контракт рисовальщика», но отчего-то все костюмы ядовито розового цвета. Ярко-розовое на ярко-зеленом – сочетание «вырви глаз».

Сюжет «Распутника» в Театре сатиры таков: беднягу Дидро, не способного написать ни строчки, третируют дамы: жена Антуанетта (Марина Ильина), дочь Анжелика (Светлана Малюкова), подружка Анжелики мадемуазель Гольбах, женщина-вапм Тербуш (Алена Яковлева) – просят кто любви, кто внимания, кто секса, а юный секретарь Баронне в розовых чулках требует у Дидро написанной статьи.

Спектакль, по сути, превратился в собрание гэгов и реприз, на которые зал должен откликаться смехом или аплодисментами. Но все шутки вокруг эрегированного фаллоса здесь больше похожи на стэнд-ап комеди, а не на раблезиански страшную философию, в которой рождение и смерть составляют единое целое.

Когда мадам Тербуш хочет написать портрет философа ню и Дидро–Васильев сбрасывает тогу, обнажая голый зад, зал взрывается аплодисментами. Сущий цирк, который повторится, когда Баронне в финале спектакля будет в чем мать родила ехать через сцену на велосипеде.

Конечно, это паноптикум: вот монстрообразная жена в парике a- la розовая чесночина врывается на сцену, как пухлый розовый демон. Вот, предаваясь написанию статьи о морали, Дидро кладет тетрадь на выпяченный зад мадам Тербуш. Потом французский философ пытается заняться сексом с очередной просительницей на детской лошадке-качалке. Кстати сказать, пытается он со всеми, но каждый раз по каким-то причинам отвлекается. Здесь никто не заканчивает начатого: портрет не нарисован, статья не написана, женщина не долюблена, мужчина не удовлетворен, даже коллекция картин – и то украдена не до конца. Мотив недееспособности отчетлив – того и гляди перерастет в клинический диагноз.

За время многолетнего творческого сотрудничества режиссер Андрей Житинкин и художник Андрей Шаров выпустили в свет много спектаклей – иногда удачных, иногда не очень. Житинкин всегда – всегда! – точно чувствует, что и как нужно показать зрителю, чтобы он был доволен. Оттого-то и возникает розовый цвет, плоские шутки, растянутые на несколько минут, и голые зады мужчин. Лет десять назад все это еще бы шокировало публику, но сегодня вызывает глумливый хохоток. Здесь главенствует шутка все той же Тербуш о том, кто получает больше наслаждения в любви – мужчина или женщина: «Когда вы чешете пальцем ухо – кому приятнее, пальцу или уху?»

Жанр «Распутника» – «отдохнуть и развеяться», и он сводит на нет все попытки Житинкина выстроить параллели с «Контрактом рисовальщика», чудовищной и злой сатирой на английские нравы и пресловутую мораль, где выжженные факелом глаза художника становятся трагедийной аллегорией.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также