Контракт расторгнут

«Распутник» Эрика-Эммануила Шмитта в Театре сатиры, режиссер Андрей Житинкин

 

Первым делом в памяти, конечно, возникает другой «Распутник» – фильм режиссера Лоренса Данмора с Джонни Деппом в главной роли, но на поверку все оказывается совсем не так.
Понятно, что в спектакле главный герой – философ Дени Дидро, а в фильме – поэт Джон Уилмот, и даже грим Дидро – Юрия Васильева схож с гримом Уилмота – Деппа, но главное не в этом. История английского виршеплета по-средневековому мрачна (в особенности под музыку композитора-минималиста Майкла Наймана). У Житинкина же получилась развеселая байка про жизнелюба, невесть как ставшего мировой величиной. И, что характерно, в спектакле тоже использована музыка Наймана. То ли это постмодернизм, раз можно использовать все и везде, то ли режиссерская небрежность. Итак, Житинкин поставил «Распутника», прекрасно зная о наймановском саундтреке к «Распутнику» Данмора, однако использовал музыку Наймана из другого фильма – «Контракт рисовальщика» Питера Гринуэя.

Сложная логическая цепочка приводит к неожиданно простой параллели: усмотрев схожесть сюжетов «Распутника» Шмитта и «Контракта», Житинкин увлекся цитированием последнего не только в музыкальном и визуальном оформлении спектакля, но и в смысловом наполнении. Неблагодарное дело – сравнивать два произведения, но такие прозрачные намеки – причем никак не отмеченные в программке – к этому, безусловно, располагают. На сцене английская зеленая лужайка и аккуратные кусты, подстриженные в форме кубов, мольберт и огромное ложе, усыпанное подушками. Одеты все герои сообразно идее: средневековые платья и парики – правда очень похоже на «Контракт рисовальщика», но отчего-то все костюмы ядовито розового цвета. Ярко-розовое на ярко-зеленом – сочетание «вырви глаз».

Сюжет «Распутника» в Театре сатиры таков: беднягу Дидро, не способного написать ни строчки, третируют дамы: жена Антуанетта (Марина Ильина), дочь Анжелика (Светлана Малюкова), подружка Анжелики мадемуазель Гольбах, женщина-вапм Тербуш (Алена Яковлева) – просят кто любви, кто внимания, кто секса, а юный секретарь Баронне в розовых чулках требует у Дидро написанной статьи.

Спектакль, по сути, превратился в собрание гэгов и реприз, на которые зал должен откликаться смехом или аплодисментами. Но все шутки вокруг эрегированного фаллоса здесь больше похожи на стэнд-ап комеди, а не на раблезиански страшную философию, в которой рождение и смерть составляют единое целое.

Когда мадам Тербуш хочет написать портрет философа ню и Дидро–Васильев сбрасывает тогу, обнажая голый зад, зал взрывается аплодисментами. Сущий цирк, который повторится, когда Баронне в финале спектакля будет в чем мать родила ехать через сцену на велосипеде.

Конечно, это паноптикум: вот монстрообразная жена в парике a- la розовая чесночина врывается на сцену, как пухлый розовый демон. Вот, предаваясь написанию статьи о морали, Дидро кладет тетрадь на выпяченный зад мадам Тербуш. Потом французский философ пытается заняться сексом с очередной просительницей на детской лошадке-качалке. Кстати сказать, пытается он со всеми, но каждый раз по каким-то причинам отвлекается. Здесь никто не заканчивает начатого: портрет не нарисован, статья не написана, женщина не долюблена, мужчина не удовлетворен, даже коллекция картин – и то украдена не до конца. Мотив недееспособности отчетлив – того и гляди перерастет в клинический диагноз.

За время многолетнего творческого сотрудничества режиссер Андрей Житинкин и художник Андрей Шаров выпустили в свет много спектаклей – иногда удачных, иногда не очень. Житинкин всегда – всегда! – точно чувствует, что и как нужно показать зрителю, чтобы он был доволен. Оттого-то и возникает розовый цвет, плоские шутки, растянутые на несколько минут, и голые зады мужчин. Лет десять назад все это еще бы шокировало публику, но сегодня вызывает глумливый хохоток. Здесь главенствует шутка все той же Тербуш о том, кто получает больше наслаждения в любви – мужчина или женщина: «Когда вы чешете пальцем ухо – кому приятнее, пальцу или уху?»

Жанр «Распутника» – «отдохнуть и развеяться», и он сводит на нет все попытки Житинкина выстроить параллели с «Контрактом рисовальщика», чудовищной и злой сатирой на английские нравы и пресловутую мораль, где выжженные факелом глаза художника становятся трагедийной аллегорией.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - какие сюрпризы для зрителей готовит Максим Аверин; - кто стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»; - чем Александра Ширвиндта беспокоит «удалёнка»: авторская колонка артиста в «Театрале»; - как пандемия стала поводом для поборов: колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; - почему Сергей Женовач увидел в «Старухе» злободневность; - как Валентина Талызина искала «свой путь в искусстве»; - что для Александра Збруева дороже всего на свете; - зачем Роман Виктюк на каждом спектакле обращается к Богу; - о чем Дмитрий Крымов рассуждает в премьере «Школы современной пьесы»; - чем Марине Неёловой приглянулось новое произведение Евгения Гришковца; - как Театр им. ...
  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
  • «Театрал» октября уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете много интересного, и узнаете о том: - почему российские деятели культуры обеспокоены ситуацией в Белоруссии; - как актер Анатолий Белый относится к внутренней свободе и гражданской позиции; - чем театральное сообщество отреагировало на приговор Михаилу Ефремову; - что думает главред «Театрала» Валерий Яков о праве художника на слово и дело; - за кого голосуют зрители: шорт-лист премии «Звезда Театрала»-2020; - чем объясняет увольнение сотрудников Театра им. ...
Читайте также