Решили пообедать

«Саранча» Биляны Срблянович Режиссер Роман Козак Театр им. Пушкина

 
Дважды поставленная в Петербурге пьеса сербки Биляны Срблянович «Саранча» добралась и до Москвы. Успех этот объяснить нелегко: «Саранча» – это мрачная, запутанная, тяжеловесная история с большим количеством линий, некоторые из которых комкаются к финалу. Однако Роман Козак выбрал именно ее для постановки на своей сцене.
В «Саранче» очень много персонажей. На первый взгляд никак не связанных. Но вскоре окажется, что все они так или иначе соприкасаются. И их основное занятие – поедание друг друга. Нападение, демонстрация острых зубов – не то ради удовольствия или выгоды, не то по вине инстинкта. Подобно насекомому, вынесенному в заглавие. Несложные конструкции – мать и дочь, муж и жена, отец и сын, брат и сестра. Все несчастны, причем несчастны как-то демонстративно – мол, все могло бы быть иначе. И я мог бы быть Достоевским или Шопенгауэром. Но мне мешают.

Каждый думает только о себе. А любые чувства заменяет мелкое, постоянно зудящее раздражение. На весь мир и на тех, кто оказывается рядом. На родного человека или чужого, на молчащий телефон или звонящий не вовремя. Все не так.

Вот парочка: знаменитый тележурналист и гримерша. Такие разные. Но почему-то испытывающие друг к другу противоестественную нежность. Хотя отношения у них не получаются. А вот муж и жена. Ожидающие второго ребенка. Вместо радости и спокойствия по случаю такого события в их семейке царят ежедневные междоусобные бои. В которые активно включаются старшая дочка, бессердечное циничное создание, и дедушка, подверженный приступам мании величия. Еще один дедушка – тих и безвреден. Он, как овощ: не говорит и не соображает. Зато все время сбегает из приюта. И родной сын готов завести его в лес и оставить там. Жестокость – часть быта. Такая же, как утренний кофе или вечерняя ванна.

Художник Зиновий Марголин соорудил на сцене полутемный ресторан: маленькие столики, душные красные диваны, вертящаяся стойка. Путем нехитрых манипуляций зал превращается то в квартиру, то в телевизионную студию. А поверх идет полукруглый барьер для совсем условных сцен – там, как по узкой лесной тропинке, сын ведет своего отца в глушь или ездят игрушечные танки, иллюстрируя разборки мужа и жены.

Роман Козак – режиссер сдержанный. Даже бесстрастный. И спектакль как раз такой: эмоции отмеряются гомеопатическими дозами. Возможно, для этой пьесы, для возможности раскрытия текста это как раз оптимальная манера. Но Козак отнесся к тексту с излишней бережностью. В итоге действие идет себе, никуда не торопясь и ни на чем не акцентируясь. Получается довольно монотонно. А множество тем (тут зацеплены, помимо общечеловеческих, и военные, и политические вопросы) утяжеляют происходящее и не получают развития. Про некоторых героев вообще ничего не понятно. Главное, что удалось – семейные истории.

Основное достоинство спектакля – блестящий актерский состав. Исполнителей Козак подобрал очень разных, но, несмотря на «отдельность» каждого, ему удалось спаять единый ансамбль. Хотя некоторые очевидно выделяются. Как Вера Воронкова – Дада, хищная и глупая ведущая прогноза погоды, ненавидящая своего мужа-мямлю. Она ослепительно улыбается, медовым тоном говорит обидные вещи и совершенно по-детски ударяется в слезы по любому поводу. Или Виктор Вержбицкий – Фредди, ее брат-гей. Сердитое эксцентричное существо, помешанное на красоте и сексе, жаждущее жить в полную силу – и очень одинокое. Фредди, не моргнув глазом, заводит старого отца в лес и даже почти бросает, но в результате все равно забирает к себе и возится с ним, как с младенцем. Александр Пороховщиков в маленькой, почти бессловесной роли папы производит сильное впечатление. Сложная функция у Николая Фоменко: он единственный существует и внутри истории, играя тележурналиста Макса, честолюбивого и мучающегося страхом смерти, и вне ее – разговаривает с публикой в начале, дает пояснения по ходу. Благодаря им происходящее очеловечивается, к нему подключаешься, испытываешь эмоции. Настоящие. Те самые, которых лишены самоуверенные и несчастные герои.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также