Решили пообедать

«Саранча» Биляны Срблянович Режиссер Роман Козак Театр им. Пушкина

 

Дважды поставленная в Петербурге пьеса сербки Биляны Срблянович «Саранча» добралась и до Москвы. Успех этот объяснить нелегко: «Саранча» – это мрачная, запутанная, тяжеловесная история с большим количеством линий, некоторые из которых комкаются к финалу. Однако Роман Козак выбрал именно ее для постановки на своей сцене.
В «Саранче» очень много персонажей. На первый взгляд никак не связанных. Но вскоре окажется, что все они так или иначе соприкасаются. И их основное занятие – поедание друг друга. Нападение, демонстрация острых зубов – не то ради удовольствия или выгоды, не то по вине инстинкта. Подобно насекомому, вынесенному в заглавие. Несложные конструкции – мать и дочь, муж и жена, отец и сын, брат и сестра. Все несчастны, причем несчастны как-то демонстративно – мол, все могло бы быть иначе. И я мог бы быть Достоевским или Шопенгауэром. Но мне мешают.

Каждый думает только о себе. А любые чувства заменяет мелкое, постоянно зудящее раздражение. На весь мир и на тех, кто оказывается рядом. На родного человека или чужого, на молчащий телефон или звонящий не вовремя. Все не так.

Вот парочка: знаменитый тележурналист и гримерша. Такие разные. Но почему-то испытывающие друг к другу противоестественную нежность. Хотя отношения у них не получаются. А вот муж и жена. Ожидающие второго ребенка. Вместо радости и спокойствия по случаю такого события в их семейке царят ежедневные междоусобные бои. В которые активно включаются старшая дочка, бессердечное циничное создание, и дедушка, подверженный приступам мании величия. Еще один дедушка – тих и безвреден. Он, как овощ: не говорит и не соображает. Зато все время сбегает из приюта. И родной сын готов завести его в лес и оставить там. Жестокость – часть быта. Такая же, как утренний кофе или вечерняя ванна.

Художник Зиновий Марголин соорудил на сцене полутемный ресторан: маленькие столики, душные красные диваны, вертящаяся стойка. Путем нехитрых манипуляций зал превращается то в квартиру, то в телевизионную студию. А поверх идет полукруглый барьер для совсем условных сцен – там, как по узкой лесной тропинке, сын ведет своего отца в глушь или ездят игрушечные танки, иллюстрируя разборки мужа и жены.

Роман Козак – режиссер сдержанный. Даже бесстрастный. И спектакль как раз такой: эмоции отмеряются гомеопатическими дозами. Возможно, для этой пьесы, для возможности раскрытия текста это как раз оптимальная манера. Но Козак отнесся к тексту с излишней бережностью. В итоге действие идет себе, никуда не торопясь и ни на чем не акцентируясь. Получается довольно монотонно. А множество тем (тут зацеплены, помимо общечеловеческих, и военные, и политические вопросы) утяжеляют происходящее и не получают развития. Про некоторых героев вообще ничего не понятно. Главное, что удалось – семейные истории.

Основное достоинство спектакля – блестящий актерский состав. Исполнителей Козак подобрал очень разных, но, несмотря на «отдельность» каждого, ему удалось спаять единый ансамбль. Хотя некоторые очевидно выделяются. Как Вера Воронкова – Дада, хищная и глупая ведущая прогноза погоды, ненавидящая своего мужа-мямлю. Она ослепительно улыбается, медовым тоном говорит обидные вещи и совершенно по-детски ударяется в слезы по любому поводу. Или Виктор Вержбицкий – Фредди, ее брат-гей. Сердитое эксцентричное существо, помешанное на красоте и сексе, жаждущее жить в полную силу – и очень одинокое. Фредди, не моргнув глазом, заводит старого отца в лес и даже почти бросает, но в результате все равно забирает к себе и возится с ним, как с младенцем. Александр Пороховщиков в маленькой, почти бессловесной роли папы производит сильное впечатление. Сложная функция у Николая Фоменко: он единственный существует и внутри истории, играя тележурналиста Макса, честолюбивого и мучающегося страхом смерти, и вне ее – разговаривает с публикой в начале, дает пояснения по ходу. Благодаря им происходящее очеловечивается, к нему подключаешься, испытываешь эмоции. Настоящие. Те самые, которых лишены самоуверенные и несчастные герои.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - какие сюрпризы для зрителей готовит Максим Аверин; - кто стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»; - чем Александра Ширвиндта беспокоит «удалёнка»: авторская колонка артиста в «Театрале»; - как пандемия стала поводом для поборов: колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; - почему Сергей Женовач увидел в «Старухе» злободневность; - как Валентина Талызина искала «свой путь в искусстве»; - что для Александра Збруева дороже всего на свете; - зачем Роман Виктюк на каждом спектакле обращается к Богу; - о чем Дмитрий Крымов рассуждает в премьере «Школы современной пьесы»; - чем Марине Неёловой приглянулось новое произведение Евгения Гришковца; - как Театр им. ...
  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
  • «Театрал» октября уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете много интересного, и узнаете о том: - почему российские деятели культуры обеспокоены ситуацией в Белоруссии; - как актер Анатолий Белый относится к внутренней свободе и гражданской позиции; - чем театральное сообщество отреагировало на приговор Михаилу Ефремову; - что думает главред «Театрала» Валерий Яков о праве художника на слово и дело; - за кого голосуют зрители: шорт-лист премии «Звезда Театрала»-2020; - чем объясняет увольнение сотрудников Театра им. ...
Читайте также