Продюсер Эльшан Мамедов: «Не имею права на ошибку»

 

Поводов для беседы с продюсером Эльшаном Мамедовым несколько: 30-летие независимого театра в России, премьера «MoscowBoys», и, конечно, самое обсуждаемое в эти дни — отношения театра и государства.
 
Эльшан, сейчас много разговоров об отношении госудраства и театра.  Для вас, как для руководителя частного театра, этот вопрос актуален?
– В отношения с государством я вступаю, когда плачу налоги или арендую сцену у государственных театров. Обсуждать отношения коллег с их работодателем я не имею права. Они выбрали свой путь, я – свой.
История независимых театров в России началась 30 лет назад. Как это было?
– Да, в 1986-87 годах вышло несколько документов, разрешающих частное предпринимательство, официально признающих юридический статус театров-студий. И в 22 года я стал директором театра-лаборатории «Тембр» («Слово о полку Игореве» на древнерусском языке мы с успехом сыграли во многих странах мира).
Этот опыт вам помог создать собственный театр?
Да, конечно.  «Независимый театральный проект» бал создан в 1993-м. В сентябре мы открыли 24-й сезон. Выпустили 25-ю премьеру - «MoscowBoys» – и 20 раз сыграли ее в Эдинбурге на фестивале «Фриндж». Вернулись домой и в сентябре открыли сезон московской премьерой «MoscowBoys» на сцене «Геликон-оперы».
Музыкальный спектакль, где нет ни одного слова, в театре, так прочно связанном с драматургией. Это еще один ваш хитрый продюсерский ход?
– Если под «хитрым ходом» вы имеете в виду выход на международный рынок, то да. Только ничего хитрого в этом нет: музыка не имеет границ. Всё началось в 2012 году, когда мы с хореографом Игорем Оршуляком объявили кастинг среди скрипачей, альтистов и виолончелистов. Тот факт, что я задумал музыкальную историю с молодыми музыкантами, многими коллегами был встречен неоднозначно. Продюсер «Ladies’ Night», «Игры в правду» etc и известный хореограф, никогда ранее не работавший с музыкантами, собираются сделать спектакль со струнным квартетом. Звучит действительно странно. Даже если допустить, что в мире довольно много музыкальных шоу именно струнных квартетов в жанре «музыканты шутят», и у нас было на кого оглядываться. Мы же шутить не собирались, мы хотели сделать ни на что не похожий спектакль, в котором все «по-взрослому». Степ, акробатика, хореография. При этом музыку никто не отменял. Какие там шутки! У нас будут играть универсальные артисты!
– Первым был «Тапёр-шоу: танцующие на струнах». О нем много отзывов в соцсетях и нет ни одной рецензии. Вы не зовете на спектакли критиков?
– Не зовем. Если сами просятся, приветствуем. Приходили профессионалы, замечательно пишущие о театре, потом звонили и говорили: «Я не знаю, как об этом писать». О «MoscowBoys» в Эдинбурге один из фестивальных обозревателей написал: «Ни одна категория в каталоге «Фринджа» не может полностью описать то, что творят на сцене «MoscowBoys». А этот человек видел гораздо больше удивительных форматов, чем московские критики.
Три года назад на страницах «Театрала» вы рассказывали о благотворительном спектакле «Девочки из календаря». Сегодня вы рассказываете о том, что изобрели новый жанр музыкального театра. Театр, не имеющий государственной поддержки, в нашей стране может себе позволить и благотворительность, и эксперимент?
– Как видите, может. Давайте еще добавим, что театры во всем мире вообще много чего себе позволяют, а они почти все негосударственные. И это не камень в огород коллег из бюджетных театров. Мне легче, чем им, принимать решения. Это мой театр, и я рискую своими деньгами. Но это «легче» – медаль с обратной стороной. В отличие от коллег я не имею права на ошибку. И эксперимент, пусть даже самый сумасшедший, в моем случае должен окупиться.  
Вы еще рискнули изменить название театра в этом сезоне.
– Да, это случилось, когда мы репетировали спектакль по пьесе «Имя», и кто-то сказал, что имени как такового у нашего театра нет! Есть «Независимый театральный проект», а как зовут этот проект? Так и появился театр «Ателье». Кстати, «Имя» – одна из самых популярных французских пьес последнего времени, и наш спектакль по этой пьесе тоже можно назвать экспериментом. Как и несколько лет назад в случае с «Игрой в правду», мы создали русскую сценическую версию (я убежден, что «наши играют французскую жизнь» – это не всегда правильно), а режиссер Дайнюс Казлаускас нашел интересный театральный язык, мало вписывающийся в формат, который определен в России как «литовская режиссура».
Вы так легко об этом говорите. Захотел – сделал. Новое название, новый формат...
– Я рад, что так выглядит со стороны. В реальности все гораздо сложнее. Сложно собирать актеров для достаточного количества репетиций, сложно найти ту самую пьесу, сложно с режиссурой, сложно коллекционировать зрителя. Но когда ты занимаешься любимым делом, все сложности переносятся легче. Появляются новые спектакли и новые форматы. Может, это звучит банально, но это так.
 
Справка
Эльшан Мамедов
Родился в Баку в семье музыкантов.
Образование: театроведческий факультет ГИТИСа (курс А. Образцовой).
Карьера: в 1992 г. окончил аспирантуру НИИ искусствознания РАН (руководитель Л. Солнцева). Специализация – Театр стран Восточной Европы. Защитил кандидатскую диссертацию, получил ученую степень кандидата искусствоведения. В 1987 г. стал директором и актером театра-студии Ники Косенковой «Тембр». В 1993 г. создал продюсерскую компанию «Независимый театральный проект». В 2004 г.  создал авторское агентство «Независимый театральный проект». Руководитель продюсерской компании «Независимый театральный проект» (театр «Ателье»).

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ольга Прокофьева: «Ее силе мог позавидовать любой мужчина»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но, по известным причинам, так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный по душевности сборник состоит из пятидесяти монологов именитых актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Вера Васильева: «В театр сбежала от повседневности»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет необычный сборник — 50 монологов именитых актеров, режиссеров и драматургов о любви к маме. Представить публике эту удивительную по теплоте и душевности книгу помешал всеобщий карантин, поэтому мы решили опубликовать отдельные её главы, чтобы в условиях унылой изоляции у наших читателей улучшилось настроение, и они позвонили своим близким — сказать несколько добрых слов. ...
  • Александр Ширвиндт: «Папаша отбил маму у Француза»

    В разгар весны журнал «Театрал» планировал провести презентацию очень важного и эмоционального проекта - книги о мамах театральных звёзд. Это издание мы готовили много лет, публикуя в каждом номере журнала монологи именитых актеров, режиссеров и драматургов о самом главном в их жизни - о мамах. ...
Читайте также