Как пахнет Распутин?

«Распутин», опера Джея Риза в постановке Дмитрия Бертмана, театр «Геликон-опера»

 
То, что американский композитор Джей Риз в 1988 году написал оперу про Григория Распутина, вовсе неудивительно. Распутина во всемирной культуре знают, а как персонажа даже и любят: уж очень колоритная фигура, этот «феймоз рашн лав машин». Риз предложил права на постановку оперы художественному руководителю театра «Геликон» Дмитрию Бертману почти пятнадцать лет назад. И вот спустя два года после постановки «Бориса Годунова» режиссер вновь берется за характерное для нашего Отечества смутное время, а в продолжение слогана «На каждого правителя найдется свой Самозванец» провозглашает лозунг «На каждого правителя найдется свой Распутин».
Для раскрытия этой мегаисторической идеи «Геликону» понадобилось много-много больших яиц Фаберже (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева), кабаретные костюмы, фальшивые бороды. А еще – встреча накануне премьеры с историком Знатновым, апологетом Распутина, который открыл артистам истинные факты из жизни невинно убиенного старца. Как выяснилось, главной мотивацией Распутина была вера, а потому корысть или коварство ему вовсе не были свойственны. Но что самое важное, от Распутина всегда очень хорошо пахло – исключительно медом и цветами. Жаль, что встреча с авторитетным историком случилась так поздно: автор оперы явно руководствовался совершенно иными источниками. Спектакль начинается с оргии, которую Григорий Ефимович (Николай Галин) затеял в плебейской массе. Россияне наги, уродливы, не сильно эротичны (их тряпичные отвислые члены и болтающиеся груди нарочито неровно пришиты к телесного цвета трико), но охотно совокупляются под чутким руководством старца-кесаря. Затем Распутин двигает в верхи. Одет он уже почище – в шелковой голубой рубахе, а его клиентура покруче и постыдливее: фрейлины, которых пользует «лавер оф зе рашн квин», своих кружевных панталончиков не снимают. Дальше – больше: Распутин (сам весь в белом пальто) уже у Государыни (Наталья Загоринская). Здесь американский автор все же решил притормозить – секса не случилось, хотя… Зато уж в клубе, где князь Феликс Юсупов (Василий Ефимов), обряженный в женское платье (исторический факт!), запел фальцетом, вся эта великосветская камарилья показала себя во всей красе: распад, декаданс, гниль, разврат, извращения, словом, большевики, спасите Россию!

И они спасают, но об этом позже. А пока мракобесие русской власти времен Первой мировой войны царит на сцене. Царь Николай (Николай Дорожкин) вместо того, чтобы управлять страной, занимается фотографией (исторический факт!) Царица во всем верит Распутину. Последний, в свою очередь, гипнотизирует Юсупова и, похоже, склоняет его к платонической любви. В плохом смысле слова. Потом Распутина долго и бездарно убивают (исторический факт!) В оркестре появляются карикатурные цитаты из Чайковского, а певцы окончательно переходят с пения на крик.

Впрочем, о музыке надо что-то сказать более подробно. Но надо ли? Рецепт ее прост до скуки: берете атональное месиво, туда мелко шинкуете пару-тройку псевдоцитат из узнаваемой классики, выстраиваете вокальную строчку так, чтобы у певцов рвались связки. Для пущей «гениальности» можно кинуть одну «лирическую» кость (это чтобы офигевшие от тягомотины слушатели воскликнули – ой, вот тут даже как бы красиво!). Но это способен написать любой выпускник композиторского отделения любой консерватории. Это в миллион раз проще сочинения одной-единственной мелодии, пусть даже минималистской. Чем данная партитура привлекала Дмитрия Бертмана, для меня тайна гораздо большая, чем та, которая окружает имя Распутина. Тем более что «Геликон» ее раскрыл: старец полностью разоблачился перед зрителями, сорвав с себя накладную бороду и злорадно прокричав: «Они мне поверили!» Так что по версии Бертмана от Распутина все-таки пахло плохо: обманом, мошенничеством и развратом. Так что появление в финале рыжеволосого Ленина в ярко-красном костюме было воспринято с облегчением. Правда, есть подозрение, что Джей Риз и в связи с Лениным намекал на что-то плохое: на тоталитаризм, тиранию, красную чуму и все такое. Но ведь им, американцам, у нас все не нравится!


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также