Как пахнет Распутин?

«Распутин», опера Джея Риза в постановке Дмитрия Бертмана, театр «Геликон-опера»

 

То, что американский композитор Джей Риз в 1988 году написал оперу про Григория Распутина, вовсе неудивительно. Распутина во всемирной культуре знают, а как персонажа даже и любят: уж очень колоритная фигура, этот «феймоз рашн лав машин». Риз предложил права на постановку оперы художественному руководителю театра «Геликон» Дмитрию Бертману почти пятнадцать лет назад. И вот спустя два года после постановки «Бориса Годунова» режиссер вновь берется за характерное для нашего Отечества смутное время, а в продолжение слогана «На каждого правителя найдется свой Самозванец» провозглашает лозунг «На каждого правителя найдется свой Распутин».
Для раскрытия этой мегаисторической идеи «Геликону» понадобилось много-много больших яиц Фаберже (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева), кабаретные костюмы, фальшивые бороды. А еще – встреча накануне премьеры с историком Знатновым, апологетом Распутина, который открыл артистам истинные факты из жизни невинно убиенного старца. Как выяснилось, главной мотивацией Распутина была вера, а потому корысть или коварство ему вовсе не были свойственны. Но что самое важное, от Распутина всегда очень хорошо пахло – исключительно медом и цветами. Жаль, что встреча с авторитетным историком случилась так поздно: автор оперы явно руководствовался совершенно иными источниками. Спектакль начинается с оргии, которую Григорий Ефимович (Николай Галин) затеял в плебейской массе. Россияне наги, уродливы, не сильно эротичны (их тряпичные отвислые члены и болтающиеся груди нарочито неровно пришиты к телесного цвета трико), но охотно совокупляются под чутким руководством старца-кесаря. Затем Распутин двигает в верхи. Одет он уже почище – в шелковой голубой рубахе, а его клиентура покруче и постыдливее: фрейлины, которых пользует «лавер оф зе рашн квин», своих кружевных панталончиков не снимают. Дальше – больше: Распутин (сам весь в белом пальто) уже у Государыни (Наталья Загоринская). Здесь американский автор все же решил притормозить – секса не случилось, хотя… Зато уж в клубе, где князь Феликс Юсупов (Василий Ефимов), обряженный в женское платье (исторический факт!), запел фальцетом, вся эта великосветская камарилья показала себя во всей красе: распад, декаданс, гниль, разврат, извращения, словом, большевики, спасите Россию!

И они спасают, но об этом позже. А пока мракобесие русской власти времен Первой мировой войны царит на сцене. Царь Николай (Николай Дорожкин) вместо того, чтобы управлять страной, занимается фотографией (исторический факт!) Царица во всем верит Распутину. Последний, в свою очередь, гипнотизирует Юсупова и, похоже, склоняет его к платонической любви. В плохом смысле слова. Потом Распутина долго и бездарно убивают (исторический факт!) В оркестре появляются карикатурные цитаты из Чайковского, а певцы окончательно переходят с пения на крик.

Впрочем, о музыке надо что-то сказать более подробно. Но надо ли? Рецепт ее прост до скуки: берете атональное месиво, туда мелко шинкуете пару-тройку псевдоцитат из узнаваемой классики, выстраиваете вокальную строчку так, чтобы у певцов рвались связки. Для пущей «гениальности» можно кинуть одну «лирическую» кость (это чтобы офигевшие от тягомотины слушатели воскликнули – ой, вот тут даже как бы красиво!). Но это способен написать любой выпускник композиторского отделения любой консерватории. Это в миллион раз проще сочинения одной-единственной мелодии, пусть даже минималистской. Чем данная партитура привлекала Дмитрия Бертмана, для меня тайна гораздо большая, чем та, которая окружает имя Распутина. Тем более что «Геликон» ее раскрыл: старец полностью разоблачился перед зрителями, сорвав с себя накладную бороду и злорадно прокричав: «Они мне поверили!» Так что по версии Бертмана от Распутина все-таки пахло плохо: обманом, мошенничеством и развратом. Так что появление в финале рыжеволосого Ленина в ярко-красном костюме было воспринято с облегчением. Правда, есть подозрение, что Джей Риз и в связи с Лениным намекал на что-то плохое: на тоталитаризм, тиранию, красную чуму и все такое. Но ведь им, американцам, у нас все не нравится!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Губернском театре готовят первую премьеру сезона

    Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова 30 октября представит первую премьеру этого сезона – «Поэтическое кафе «Луч» в постановке Ольги Матвеевой.     Спектакль выстроен из стихов поэтов периода «оттепели», и многие из них впервые прозвучат с театральных подмостков. ...
  • Театр Российской армии ушел на карантин

    Центральный академический театр Российской армии сообщил, что отменяет показы шести спектаклей с 27 по 31 октября из-за эпидемиологической ситуации с коронавирусом. Это постановки «Что с тобой теперь?», «Третья ракета», «Омлет», «Дом под снос», «Игра на клавишах души» и «Вечно живые». ...
  • Суд просит арестовать мошенников, обманувших семью Алексея Баталова

    Следователи требуют отправить под стражу заслуженную артистку РФ Наталию Дрожжину и ее мужа Михаила Цивина, которые обвиняются в мошенничестве с имуществом народного артиста СССР Алексея Баталова.   «В суд поступило ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Михаилу Цивину и Наталии Дрожжиной, которые обвиняются по ст. ...
  • Писатель Евгений Чижов получил премию «Ясная Поляна»

    18-я церемония награждения лауреатов литературной премии «Ясная Поляна» состоялась в Большом театре. В номинации «Современная русская проза» лауреатом стал Евгений Чижов за книгу «Собиратель рая».   В номинации «Иностранная литература» лауреатами стали британская писательница Патрисия Данкер — автор романа «Джеймс Миранда Барри», — а также Виктор Сонькин и Александра Борисенко, которые перевели его на русский язык. ...
Читайте также