Форум, инициированный театральным критиком Павлом Рудневым и художественным руководителем «Гоголь-центра», режиссером Кириллом Серебренниковым, проходил в Москве с 17 по 20 ноября. На него собрались представители трех десятков независимых театров, трупп и площадок – из Иркутска, Ижевска, Краснодара, Казани, Астрахани, Тулы, Уфы, Улан-Уде, Хабаровска, Минска и других городов.
Почему организаторы решили собрать только «нестоличные» независимые театры? Ответ очевиден: в регионах частным инициативам существовать гораздо сложнее, инициаторы, как правило, не находят ни поддержки, ни понимания, поэтому больше, чем столичные объединения нуждаются в помощи и внимании.
Программу Форума составили дискуссии и мастер-классы от успешных руководителей альтернативных театров и площадок – Елены Ковальской, Елены Греминой, Николая Коляды и Евгения Кулагина.
Нескольким театрам была дана возможность представить собственный контент на одной из самых известных и модных площадок Москвы. Так, на сцене «Гоголь-центра» показали свои спектакли театры из Уфы, Казани, Ижевска, Краснодара и Иркутска. Безусловно, это для небольших театральных объединений стало значимым явлением, серьезным стимулом для дальнейшего развития.
В первый день участники презентовали собственные театры и площадки, рассказывали о наиболее острых и важных проблемах, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться. Проблемы, кстати, оказались во многом схожими – отсутствие собственной площадки, неподъемная арендная плата, финансовые сложности, кадровый дефицит. Почти все говорили о тотальном безразличии властей по отношению к независимым компаниям. Местные власти не только не готовы поощрять частные инициативы, они делают вид, что их просто не существует. Впрочем, как выяснилось, такая ситуация многих руководителей театров отчасти устраивает: «Нас не замечают – это минус, но и не трогают – это плюс».
Прослеживались схожие тенденции и в репертуарной политике независимых театров – прежде всего, это наличие современной драматургии и реализация социальных проектов. Все больше и больше объединений становятся первооткрывателями и создают невообразимые для регионов, особенно для маленьких городов, события – читки пьес, обсуждения спектаклей, показы документальных фильмов, театральные лаборатории и фестивали. Конечно, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах такие форматы давно стали привычными, но в провинции только благодаря независимым площадкам люди имеют возможность знакомиться с современным искусством и его актуальными формами.
Для многих основателей театральных площадок мотивацией их создания послужило, прежде всего, отсутствие современного искусства в собственном городе. Пустота должна быть заполнена глубоким и дискуссионным содержанием, – решали молодые люди и создавали пространство искусства для своих ровесников. Несмотря на равнодушие официальных структур, именно они пытаются развивать и улучшать города и регионы, в которых живут. Кстати, спонсорской поддержкой тоже почти никто похвастаться не смог. Даже в Москве и Санкт-Петербурге масштабные культурные события с трудом находят себе источники негосударственного финансирования, стоит ли говорить о том, что в регионах ситуация еще хуже…
Необходимо ли вмешательство государства в творческую деятельность независимых театров? Если нужна государственная поддержка, то какой она должна быть? Эти вопросы неизменно обсуждались в течение всего Форума. С одной стороны, постановка вопросов отчасти противоречит самой цели частной инициативы как альтернативы государственной. С другой стороны, понятно, что выживать (а именно это и приходится делать) при отсутствии какой-либо помощи, надеясь на самоокупаемость, невероятно сложно. Кто-то, помимо основной деятельности, организует коммерческие мероприятия; кто-то открывает при театре студии и школы; кто-то зарабатывает деньги в другом месте и вкладывает их в собственное дело.
Участники Форума пришли к выводу, что проблема финансовой самостоятельности весьма серьезна, но все-таки решаема. Это мнение окрепло после того, как своим опытом поделились профессионалы, которые своей многолетней работой доказывают: независимый театр может и должен быть успешным.
На малой сцене «Гоголь-центра» состоялся диалог Кирилла Серебренникова и драматурга Мариуса Ивашкявичюса – «Свобода там, где никогда не нужно говорить шепотом». Разговор получился многоплановым и полезным – о театре и политике, свободе и цензуре.
Елена Ковальская, арт-директор Центра им. Мейерхольда, говорила о необходимости сотрудничества с государством при сохранении своей от него независимости и поделилась тремя самыми успешными кейсами взаимодействия.
Директор частного «Театра.doc» Елена Гремина начала с истории создания собственного театра, которому вот-вот исполнится 15 лет: «Мы были бедные, талантливые и во что-то верили». Безусловно, «Театр.doc» поражает своей способностью к выживанию в любых условиях и отстаиванию собственных творческих принципов.
Одним из самых ярких и эксцентричных стал мастер-класс драматурга, режиссера и руководителя собственного театра Николая Коляды (г. Екатеринбург). «Для меня, как для человека искусства, главное – чтобы касса была полна», – заявил он. Парадокс? Нисколько! Руководитель «Коляда-театра» честен, ведь аншлаги в зрительном зале – это не только показатель успешности спектаклей, но и возможность нормального функционирования площадки. «Я не имею права отчаяться, – утверждает Николай Коляда, – за мной сто двадцать человек».
Один из участников Форума поинтересовался, есть ли у него стратегия на случай, если театр разорится. «Это невозможно», – уверенно ответил Коляда.
Заключительный мастер-класс давал Евгений Кулагин, один из основателей компании «Диалог Данс» и арт-площадки «Станция». Иван Естегнеев и Евгений Кулагин с нуля создали в Костроме собственную танцевальную компанию, школу и площадку. Они смогли добиться признания не только зрителей, но и профессионального сообщества, как российского, так и зарубежного. Евгений рассказал об опыте сотрудничества с фондами, государством и культурными центрами Европы. Масштабы развития компании в небольшом городе поразили слушателей мастер-класса. «Голливуд там, где мы», – это один из девизов Естегнеева и Кулагина, и он кажется вполне жизнеспособным.
Последний день завершался показом спектакля Кирилла Серебренникова «Мученик» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. «Я здесь на своем месте», – произносит в финале героиня Виктории Исаковой. Без сомнения, эта фраза стала отличным аккордом для завершения Форума. После него участники уедут домой и там снова столкнутся все с теми же проблемами, но благодаря Форуму они получили если не готовые рецепты их решения, то, по крайней мере, уверенность в том, что справятся с трудностями ради своих коллективов, ради своих зрителей, ради жителей своих городов.
Первый Форум дал независимым театрам возможность объединиться. Понятно, что процесс этого объединения только начинается и пока открытым остался вопрос о необходимости создания Ассоциации независимых театров…
Почему организаторы решили собрать только «нестоличные» независимые театры? Ответ очевиден: в регионах частным инициативам существовать гораздо сложнее, инициаторы, как правило, не находят ни поддержки, ни понимания, поэтому больше, чем столичные объединения нуждаются в помощи и внимании.
Программу Форума составили дискуссии и мастер-классы от успешных руководителей альтернативных театров и площадок – Елены Ковальской, Елены Греминой, Николая Коляды и Евгения Кулагина.
Нескольким театрам была дана возможность представить собственный контент на одной из самых известных и модных площадок Москвы. Так, на сцене «Гоголь-центра» показали свои спектакли театры из Уфы, Казани, Ижевска, Краснодара и Иркутска. Безусловно, это для небольших театральных объединений стало значимым явлением, серьезным стимулом для дальнейшего развития.
В первый день участники презентовали собственные театры и площадки, рассказывали о наиболее острых и важных проблемах, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться. Проблемы, кстати, оказались во многом схожими – отсутствие собственной площадки, неподъемная арендная плата, финансовые сложности, кадровый дефицит. Почти все говорили о тотальном безразличии властей по отношению к независимым компаниям. Местные власти не только не готовы поощрять частные инициативы, они делают вид, что их просто не существует. Впрочем, как выяснилось, такая ситуация многих руководителей театров отчасти устраивает: «Нас не замечают – это минус, но и не трогают – это плюс».
Прослеживались схожие тенденции и в репертуарной политике независимых театров – прежде всего, это наличие современной драматургии и реализация социальных проектов. Все больше и больше объединений становятся первооткрывателями и создают невообразимые для регионов, особенно для маленьких городов, события – читки пьес, обсуждения спектаклей, показы документальных фильмов, театральные лаборатории и фестивали. Конечно, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах такие форматы давно стали привычными, но в провинции только благодаря независимым площадкам люди имеют возможность знакомиться с современным искусством и его актуальными формами.
Для многих основателей театральных площадок мотивацией их создания послужило, прежде всего, отсутствие современного искусства в собственном городе. Пустота должна быть заполнена глубоким и дискуссионным содержанием, – решали молодые люди и создавали пространство искусства для своих ровесников. Несмотря на равнодушие официальных структур, именно они пытаются развивать и улучшать города и регионы, в которых живут. Кстати, спонсорской поддержкой тоже почти никто похвастаться не смог. Даже в Москве и Санкт-Петербурге масштабные культурные события с трудом находят себе источники негосударственного финансирования, стоит ли говорить о том, что в регионах ситуация еще хуже…
Необходимо ли вмешательство государства в творческую деятельность независимых театров? Если нужна государственная поддержка, то какой она должна быть? Эти вопросы неизменно обсуждались в течение всего Форума. С одной стороны, постановка вопросов отчасти противоречит самой цели частной инициативы как альтернативы государственной. С другой стороны, понятно, что выживать (а именно это и приходится делать) при отсутствии какой-либо помощи, надеясь на самоокупаемость, невероятно сложно. Кто-то, помимо основной деятельности, организует коммерческие мероприятия; кто-то открывает при театре студии и школы; кто-то зарабатывает деньги в другом месте и вкладывает их в собственное дело.
Участники Форума пришли к выводу, что проблема финансовой самостоятельности весьма серьезна, но все-таки решаема. Это мнение окрепло после того, как своим опытом поделились профессионалы, которые своей многолетней работой доказывают: независимый театр может и должен быть успешным.
На малой сцене «Гоголь-центра» состоялся диалог Кирилла Серебренникова и драматурга Мариуса Ивашкявичюса – «Свобода там, где никогда не нужно говорить шепотом». Разговор получился многоплановым и полезным – о театре и политике, свободе и цензуре.
Елена Ковальская, арт-директор Центра им. Мейерхольда, говорила о необходимости сотрудничества с государством при сохранении своей от него независимости и поделилась тремя самыми успешными кейсами взаимодействия.
Директор частного «Театра.doc» Елена Гремина начала с истории создания собственного театра, которому вот-вот исполнится 15 лет: «Мы были бедные, талантливые и во что-то верили». Безусловно, «Театр.doc» поражает своей способностью к выживанию в любых условиях и отстаиванию собственных творческих принципов.
Одним из самых ярких и эксцентричных стал мастер-класс драматурга, режиссера и руководителя собственного театра Николая Коляды (г. Екатеринбург). «Для меня, как для человека искусства, главное – чтобы касса была полна», – заявил он. Парадокс? Нисколько! Руководитель «Коляда-театра» честен, ведь аншлаги в зрительном зале – это не только показатель успешности спектаклей, но и возможность нормального функционирования площадки. «Я не имею права отчаяться, – утверждает Николай Коляда, – за мной сто двадцать человек».
Один из участников Форума поинтересовался, есть ли у него стратегия на случай, если театр разорится. «Это невозможно», – уверенно ответил Коляда.
Заключительный мастер-класс давал Евгений Кулагин, один из основателей компании «Диалог Данс» и арт-площадки «Станция». Иван Естегнеев и Евгений Кулагин с нуля создали в Костроме собственную танцевальную компанию, школу и площадку. Они смогли добиться признания не только зрителей, но и профессионального сообщества, как российского, так и зарубежного. Евгений рассказал об опыте сотрудничества с фондами, государством и культурными центрами Европы. Масштабы развития компании в небольшом городе поразили слушателей мастер-класса. «Голливуд там, где мы», – это один из девизов Естегнеева и Кулагина, и он кажется вполне жизнеспособным.
Последний день завершался показом спектакля Кирилла Серебренникова «Мученик» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. «Я здесь на своем месте», – произносит в финале героиня Виктории Исаковой. Без сомнения, эта фраза стала отличным аккордом для завершения Форума. После него участники уедут домой и там снова столкнутся все с теми же проблемами, но благодаря Форуму они получили если не готовые рецепты их решения, то, по крайней мере, уверенность в том, что справятся с трудностями ради своих коллективов, ради своих зрителей, ради жителей своих городов.
Первый Форум дал независимым театрам возможность объединиться. Понятно, что процесс этого объединения только начинается и пока открытым остался вопрос о необходимости создания Ассоциации независимых театров…