В главных ролях – зрители

В Москву съезжаются театральные авангардисты из Европы

 

11 ноября сразу на десяти московских площадках стартует фестиваль NET. Для «Нового европейского театра» этот сезон станет юбилейным – фестивалю исполняется десять лет. О том, чем нынешний NET будет отличаться от предыдущего, журналу «Театрал» рассказала арт-директор фестиваля Марина Давыдова.
В юбилейный год мы решили, что настало время подведения неких итогов – конечно же, промежуточных. Поэтому в отличие от прошлых лет специальной темы фестиваля мы не придумывали, но если посмотреть на программу, то станет ясно, что все темы, заявленные NETом прежде, и все намеченные им векторы, так или иначе обозначены в программе.

Открывает фестиваль один из главных жанров современного театра – modern dance. Он будет представлен опусом известного французского хореографа Франсуа Верре «Без возврата». Это оригинальное и, на мой взгляд, очень интересное хореографическое сочинение по мотивам «Моби Дика» Мелвилла. Несколько лет назад этот спектакль принимал участие в Авиньонском фестивале, где мы его и увидели. А заканчивается NET характерным примером интерпретационного театра, в котором постановщик имеет дело с хрестоматийным текстом – спектакль известного немецкого режиссера Андреаса Кригенбурга «Три сестры», поставленный в мюнхенском «Каммершпиле».

Между двумя этими полюсами расположились «гибридные» театральные формы. Скажем, спектакль «mPalermu» одной из самых известных авангардных режиссеров Италии Эммы Данте – это вербальный театр, который настолько энергетически заряжен, что иногда оставляет ощущение physical-theatre. Из Чехии на фестиваль приедет Вильям Дочоломански и его театр Farm in the Cave. То, что он делает, нельзя назвать современным танцем в строгом смысле, но его режиссерский стиль тоже (и весьма активно) вбирает элементы modern dance. «Песня эмигрантов», поставленная Дочоломански, объездила уже треть фестивальной Европы.

Вместе с тем, мы отдаем должное и «новой драме» – представляем программу, сопутствующую основной, ШАГ-3 (читки пьес современных авторов из Швейцарии, Австрии и Германии).

В этом году у нас будет два спектакля, которые играются на одного зрителя. Один из них – ироническое кабаре «Интимная история», которое мы увидели в Эдинбурге. Не хочется сразу раскрывать все карты – скажу только, что зритель, который приходит на этот спектакль, сам тоже играет роль, более того, он ее сам выбирает. Второй спектакль «Call Cutta In a Box» группы «Римини протокол», которую мы давно обещали привезти в Москву. Здесь было бы совсем глупо и неправильно рассказывать, что должно случиться, поскольку важен элемент неожиданности. Могу только сказать, что на сорок – сорок пять ты минут зритель становится тут центром театрального мироздания.

Пропускная способность этих двух спектаклей не очень высокая, но надо учесть, что в обоих случаях зритель должен свободно владеть английским языком. В этих «интерактивных» перформансах перевод по определению невозможен.

В рамках фестиваля будут сыграны две премьеры режиссеров, ставших талисманами NETa: «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса и новый спектакль Ивана Вырыпаева. Причем Ваня меняет название своего опуса примерно каждый месяц: сейчас он называется «Объяснить», до этого были названия «Казахи» и «Узоры». И я не уверена, что к моменту премьеры спектакль будет называться именно так. Причем в данном случае Вырыпаев является и автором, и режиссером. Обычно он передоверяет постановку своих пьес третьему лицу, но тут решил стать полноценным автором спектакля. Следует заметить, что все названные режиссеры широко известны в Европе, но за редким исключением в Россию приезжают впервые. То есть сформулированную в первый год существования фестиваля задачу открывать Москве новые театральные имена мы тоже постарались выполнить.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Борис Казинец: «Благодаря пельменям я попал на "Голос Америки"»

    В 2016 году народный артист Грузии Борис Казинец стал лауреатом премии «Звезда Театрала» за то, что создал в Вашингтоне Театр русской классики (награда вручалась в номинации «Лучший русский театр за рубежом»). Однако сегодня разговор о другом – Борис Михайлович отмечает 90-летний юбилей, который планировал провести в Тбилисском государственном театре им. ...
  • Николай Свентицкий: «Русский театр в Грузии жив!»

    20 сентября исполняется 175 лет Тбилисскому государственному академическому русскому драматическому театру имени А.С. Грибоедова, старейшему русскому театру на постсоветском пространстве. Почти два века своего существования театр бережно хранит русскую культуру, русский язык. ...
  • Алла Сигалова готовит премьеру в Русском театре Эстонии

    73-й сезон откроется в Русском театре 5 сентября долгожданной премьерой музыкального спектакля «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноименного фильма Габриэля Паскаля. Спектакль ставит российский хореограф и режиссер Алла Сигалова. ...
  • Беларусь. «Сегодня самое главное – не допустить жертв и насилия»

    «Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. ...
Читайте также