«А вы ноктюрн сыграть могли бы»

В Маяковке обратились к культовой книге американского нейропсихолога

 

Вместе с командой единомышленников молодой режиссер Никита Кобелев впервые в России обратился к книге популярного американского нейропсихолога Оливера Сакса. Успешный практик и авторитетный теоретик, Оливер Сакс умел свои теории и многолетние наблюдения изложить в форме популярных книг. Его труды стоят на полках ученых и привлекают людей, от науки далеких. На основе книги «Человек, который принял жену за шляпу» Майклом Найманом написана опера, Питером Бруком поставлен драматический спектакль.
 
 
В эту работу Никита Кобелев позвал исключительно единомышленников. Не было предварительного распределения ролей, целый ряд людей пробовали себя в новых предложенных обстоятельствах. Все вместе отважно нырнули в мир пациентов клиник, завсегдатаев кабинетов неврологов, психологов и психиатров. В мир людей, страдающих тиками и слышащих музыку и голоса, теряющих ориентацию в пространстве и во времени, жонглирующих числами, теряющих контроль над телом, не узнающих родных и слышащих Бога.
Практически все занятые в спектакле исполнители по очереди примеряют белый докторский халат. Меняется реквизит — в центре сцены то каталка, то стул, то гоночный велосипед. То — ударная установка. По бокам сцены сменяют друг друга пятеро музыкантов, чьи импровизации сопровождают и ведут действие.
 
В каждом эпизоде — новый пациент со своей индивидуальной историей, со своей уникальной проблемой. Сакс занимался разнообразными повреждениями мозга — крючка головного мозга, амигдалы, лимбической системы и височной доли.  Повреждениями, которые приводят к потере способности различать лица и опознавать предметы, вызывают слуховые, визуальные галлюцинации,  полидипсию, сатириаз, булимию, афазию, конфабуляцию и прочее и прочее. Из комментариев доктора мы узнаем, что маленькая глиома в мозгу может привести к галлюцинациям столь красочным, что человек потеряет контакт с внешним миром. А наркотические вещества могут вдруг разбудить обоняние, придав ему «собачью» остроту.
 
Актеры Маяковки с неподдельным удовольствием изображают своих невероятных персонажей с их тиками, дисфункциями, фобиями и психозами.
Наталья Палагушина легко и лихо показывает 89-летнюю Наташу К., в которой вдруг проснувшиеся спирохеты сифилиса пробудили «амурную болезнь». Из-за этих невидимых возбудителей почтенная вдова в один прекрасный день вдруг ощутила молодой задор и прилив игривости. Напялив кроссовки с крупными стразами, Наташа К. беспечно флиртует со зрителями, а к зрительницам обращается по-приятельски: «Ну, девушки, вы же понимаете о чем я?» 
 
Павел Пархоменко с удовольствием и незаурядным мимическим мастерством показывает все «тики» своего героя барабанщика Рэя: смену гримас, вывалившийся язык, яростные залпы ругательств. А потом, устроившись за ударной установкой, выбивает из барабанов вдохновенные ритмические импровизации. Темперамент Рэя, нестерпимый в обыденной жизни, - здесь стимулирует вдохновение и завораживает слушателей.
«Какое совершенное создание — человек!» - вздыхал принц Гамлет.
Но ведь какое уязвимое!
 
Одной песчинки, попавшей в механизм довольно, чтобы он разладился весь. Вам кажется, что ваша давняя знакомая просто сошла с ума и превратилась в ненавидящую мир злобную стерву? Это от съедающей ее болезни у нее сменился гормональный фон. Вам кажется, что этот нахал, залезающий в автобус и толкающий всех вокруг, пьян? Это у него потеряна проприоцепция.
Маленького тромба, ненадолго закупорившего кровоснабжение части головы, хватит, чтобы полностью стереть целую часть вашей личности. Алкоголь может уничтожить память. Наркотик превратить в жестокого убийцу. Наконец, таинственные причины взаимодействия, которые докторам не удастся установить, в одночасье лишат вас ощущения собственного тела, так что вам заново придется выстраивать свои отношения с ходьбой, сидением, моторикой.
 
Так одним прекрасным утром потеряла свое «суставно-мышечное» чувство Кристина. Актриса Юлия Силаева принимает на стуле совершенно невозможную позу, пытаясь передать попытки своей героини сохранить положение своего тела в пространстве, когда «чувство» этого тела полностью исчезло. И ты смотришь на свои руки как на посторонние предметы. И не ощущаешь кожу, суставы, мускулы. И надо месяцами учиться сидеть, ходить, опираясь только на зрительный контроль... И все равно не рассчитать усилия, с каким надо держать вилку или ложку, чтобы суставы не белели от напряжения.
Жизнь в обществе— штука, требующая постоянных усилий даже от совершенно здоровых людей. Пациентам Оливера Сакса приходится прикладывать вдесятеро, в сотни раз больше усилий, чтобы компенсировать возможности, отнятые болезнью.
 
Плотник Макгрегор (Роман Фомин) изобретает для себя приспособление, крепящееся к очкам, которое заменяет внутренний ватерпас — чувство равновесия.
Профессор П., страдающий агнозией и не различающий ни лиц людей, ни форм предметов, разрабатывает целую систему музыкальных мелодий, которые помогают ему совершать простейшие бытовые действия: самостоятельно умываться, одеваться, принимать пищу. И Алексей Золотовицкий чудно показывает эти нескончаемые мелодии, которые ведут его героя по безличному миру.
Герои спектакля — люди, которые ведут постоянную и изнурительную войну со своим недугом. И тем шлифуют волю и разум, учатся смирению и доброте.
 
Не до конца простроенный логически (прошли только премьерные показы) и ритмически спектакль Маяковки главную тему Оливера Сакса — тему удивления перед чудом человеческой личности — ведет на удивление отчетливо.
 
Пожалуй, самый пронзительный момент — эпизод с Ребеккой.
Инвалид с детства, неуклюжая, неловкая, часами пытающаяся натянуть левую перчатку на правую руку, она умеет радоваться ветру и солнцу,  распускающимся листочкам. Умеет слышать музыку и стихи. Умеет любить и горевать. Когда прекрасная Ольга Ергина, подхваченная мелодией, вдруг становится невесомой, пластичной, светящейся, — этот момент преображения  становится высшей точкой путешествия в мир такой далекий от нашего повседневного опыта и такой близкий опыту душевному, мир полный чудес, тайн, открытий и приключений.
 
Подводя итоги своей жизни, Оливер Сакс написал так: «Я любил и был любим; мне было многое дано и я кое-что отдал взамен; я много читал, путешествовал, размышлял, писал. Я общался с миром тем особенным образом, каким писатели общаются с читателями. Самое главное: на этой прекрасной планете я чувствовал и мыслил, что само по себе являлось огромной привилегией и приключением». Пожалуй, многие герои «Человека, который принял свою жену за шляпу» могли бы повторить его слова.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
Читайте также