Темур Чхеидзе

«Не торопитесь хоронить театр»

 
В этом сезоне Большой драматический театр им. Товстоногова отмечает свое 90-летие и… закрывается на реконструкцию. Легендарный грузинский режиссер, художественный руководитель БДТ Темур Чхеидзе готовит к юбилею премьеру «Дона Карлоса» Шиллера. О планах и проблемах сезона и о театральной ситуации в России Темур Чхеидзе рассказал Ольге ЕГОШИНОЙ.
– Вас часто называют режиссером для интеллектуалов. Вы сознательно адресуете свои постановки элитарной публике, отстраняясь от тех зрительских масс, которые сейчас заполонили залы и часто «диктуют» театрам свои вкусы?

– Я недавно ехал с женой на машине. Я сидел за рулем, а она мне вдруг: подними голову, посмотри, что написано на рекламной растяжке! Я поднял, прочел… и чуть не врезался в машину, шедшую передо мной. На растяжке было написано: «покупайте интеллектуальные кастрюли». Мы все гадаем: куда делся интеллект? Почему вокруг столько идиотов? А интеллект теперь – атрибут кастрюль. Если всерьез, то вы никогда не задумывались: почему какие-нибудь ужасающие сериалы идут в прайм-тайм, а хорошие фильмы надо ловить глубокой ночью? Это ведь не только на нашем телевидении. Это мировая практика. В Америке смотрят больше индийских мыльных опер, чем в самой Индии. В Европе большинство телеканалов рассчитаны в лучшем случае на интеллектуальную кастрюлю. Но это значит только одно: людей, для которых снимаются высокохудожественные фильмы, пишутся книги, создаются спектакли, – везде немного. Но любой художник работает, ориентируясь именно на них. Другой вопрос – что выходит. Я никогда не ставлю себе задачу: поставить спектакль «для самых умных». Мне вообще кажется, что слишком оглядываться на публику, - вредно. Полный зал совсем не значит, что тебе удалось поставить что-то прекрасное. Полные залы собирают постановки, которые и спектаклями-то называть неудобно. Выбирая пьесу, работая над спектаклем, ты делаешь то, что кажется интересным и правильным тебе. Если это совпадает с какими-то желаниями зрительного зала, – хорошо. Нет – что делать!

– Последние месяцы наши московские новаторы очень много говорят о смерти психологического театра. О том, что они – новые и неизбежные, – пришли делать совершенно другое искусство… А всякую мертвечину пора выбросить на свалку… Вас не задевают эти речи лиц, особо приближенных к администрации президента?

– Я не очень понимаю ярость и настойчивость, с которой это говорится. Если вам кажется, что психологический театр, действительно, умер, то о мертвых принято говорить хорошо. Поклонитесь и идите дальше. Но настойчивость, с которой мне твердят: «мертв! мертв! мертв!», мне кажется доказательством от противного. Жив и, видимо, многих именно этим раздражает. Хотя мне кажется, что места так много, что хватит для всех. Каждый может делать, что ему хочется. Заниматься психологическим театром. Или визуальным театром. Технологическим театром. Или театральными инсталляциями. А дальше, – что окажется жизнеспособным, то и выживет. Не надо начинать путь в профессии с призывов расчистить для тебя место. Еще ведь не известно, что ты на этом месте построишь. Слишком много вокруг ломают, чтобы возвести новое. А потом ахают: Боже, какой кошмар возвели! И плачут по сломанному. Да и вообще я не понимаю режиссеров, которые говорят, говорят, говорят. А их собственные постановки никаких таких громких заявлений не подтверждают. Наша профессия – ставить спектакли. Мы на сцене доказываем свою правоту, отстаиваем свою позицию. Заявляем о своих идеалах или убеждениях. Все остальное – пиар-ходы, к которым не надо относиться серьезно.

– Проходя по театру, я почитала развешенные на стенах рецензии, в том числе и довольно негативные. Я знаю много худруков, которые запрещают вывешивать негатив в театре…

– Мне это кажется неправильным. Надо вывешивать все. Если что-то не вывешивается, сразу начинаются перешептывания, что «что-то от труппы скрывается». Рецензия может обидной, откровенно глупой, оскорбительной. Но скрывать ее не имеет смысла.

– Как вы относитесь к театральной прессе?

– Есть люди, чье мнение я уважаю. Есть те, которых уважаю не очень. Но во всякой профессии есть специалисты разной квалификации. Или совсем без оной. Хотя, конечно, иногда читаешь и удивляешься. Человек, который потратил на спектакль два-три часа, уверен, что он во всем разбирается лучше тех, кто потратил и на пьесу и на работу месяцы, а иногда и годы жизни. Иногда хочется сказать этим людям: вы так торопитесь похоронить театр. Но если театр похоронить – критиков тоже не останется.

– В феврале БДТ им. Товстоногова отмечает свое 90-летие. А в конце сезона он сразу закрывается на ремонт. Как связаны эти два события?

– Дело в том, что наш театр находится в предаварийном состоянии. Для меня ремонт – кошмар. Но я понимаю, что если промедлить еще немного, то здание станет опасным для жизни. И мы можем потерять одну из лучших русских театральных сцен. Я смотрю на трещины в стенах и понимаю, что выбора нет. Хотя – понятно, ближайшие два сезона в другом помещении будут очень тяжелыми. Моя главная задача на сегодня – подготовить репертуар.

– Я знаю, что вы приступаете к репетициям «Дона Карлоса» Шиллера. Что еще стоит в планах театра?

– Про «Дона Крлоса» к юбилею мы говорили еще с Кириллом Юрьевичем Лавровым. Именно с постановки «Дона Карлоса» началась история нашего театра, открывшегося 15 февраля 1919 года в Петрограде, в помещении Консерватории. 90 лет спустя в этот день мы, надеюсь, тоже будем играть трагедию Шиллера. Мне нравится команда: художник Георгий Алекси-Месхишвили, композитор Гия Канчели, в главной роли – Валерий Ивченко.

Георгий Дитятковский ставит «Идеального вора». Пьеса польского драматурга Ивашкевича впервые переведена на русский язык, перевод, сценическая версия сделаны именно для БДТ. Анатолий Праудин взял «Месяц в деревне» Тургенева. Николай Пинигин, поставивший в нашем театре немало спектаклей, будет репетировать комедию «Школа налогоплательщиков», пьесу 30-х годов прошлого века французских авторов Вернейля и Берра. Два новых спектакля появятся на малой сцене: «Крейцерова соната» Льва Толстого, за которую намерен взяться Иван Стависский, и «Norway. Today» современного немецкого драматурга И. Бауэршимы, дебют в БДТ молодого режиссера Егора Чернышова.

– Как долго планируется проводить реконструкцию театра и в каком помещении вы будете играть?

– Пока нам говорят срок 14 месяцев, а значит, это может растянуться на пару лет. А играть планируется в здании самого старого театра Петербурга – деревянного Каменоостровского театра, недавно нам подаренного городской администрацией. Как все это будет, я пока плохо себе представляю.

– Между тем, последняя премьера театра, «Дядюшкин сон», стал одним из самых популярных спектаклей Петербурга…

– И вы знаете, это приводит ко всяким осложнениям. Вот сегодня мне администраторы сообщают, что нет у них для меня в зале места!


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также