«Невольник – не богомольник»

 

Российская академия образования вновь пытается внедрить в школах уроки православной культуры. По мнению авторов проекта, Закон Божий необходимо преподавать в школах с 1-го по 11-й класс. Среди тем курса: «Православное христианское понимание смысла жизни человека», «Нравственная культура православной семьи», «Особенности нравственной культуры воина-христианина» и др. Одна из задач предмета, по мнению разработчиков – формировать у школьников «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ». «Театрал» решил узнать у наших экспертов, как они относятся к этой инициативе.
 
Игорь ЯЦКО, художественный руководитель театра «Школа драматического искусства»:
– В данном случае я сторонник исторической традиции России. А как известно, православие неразрывно связано с культурой нашей страны. Тот разрыв, который произошел в начале ХХ века, был насильственным. К этой мысли приходишь, изучая историю.

В целом я поддерживаю идею такого школьного курса. Но при этом подчеркиваю, что я против фанатизма. Во всем должно быть чувство меры.
Программа православного воспитания начиналась в воскресных школах с раннего детства. Поэтому идея ввести предмет с первого класса вполне оправдана. Кроме того, люди, которые реально связаны с православным воспитанием очень чуткие специалисты, поскольку православная культура очень пластична. Думаю, что к этому вопросы должны подключаться и представители церкви, по-другому и быть не может.
 
Николай ГУБЕНКО, худрук театра «Содружество актеров Таганки»:
– Для меня совершенно очевидно, что Закон Божий внесет раскол между разными религиями. Так же очевидно, что такому предмету, как «Православная культура» можно легко противопоставить «Историю религий мира». Не стоит акцентировать доминанту православия в нашей многонациональной стране. Детям необходимо дать представление об истории вероисповедания, рассказать о тенденциях с объективной оценкой тех или иных религий. Я как атеист говорю, что за две тысячи лет христианства человек так и не стал лучше. Дело религии совершенствовать душу человека, улучшать отношения между людьми. Но в наше век они ужесточаются, жизнь становится все кровавее и религия, к сожалению, не способствует улучшению ситуации.

Я недавно прочел, что в одном из университетов Америки найдена бактерия «происхождения религиозных тенденций». То есть сегодня уже говорят о биологических происхождениях той или иной религии. Она переносится, как некая (не в оскорбление религиям) «инфекция». Поэтому я уверен, что познание религий должно быть бережным, школьникам необходимо показать их основы, обозначить различия и сходства. А Закона Божьего как доминанты национальной идеи в школах быть не должно. В результате мы так скатимся в очередной революции.
 
Вахтанг КИПШИДЗЕ, зам. председателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата:
– Я бы хотел уточнить, что Закон Божий должен изучаться только в специализированных духовных заведениях. Это принципиальная позиция, которая заключается в том, что детей в школе должны учить не вере, а способности разбираться в своей собственной культуре. А она, как известно, во многом основана на православной вере. Отсутствие представления о православной культуре способствует некоему образовательному дисбалансу. Человек, не знающей религиозной культуры, является не в полной мере образованным, ведь православная культура – это, в том числе, и архитектура храмов, которую мы видим в городах.
 
Безусловно, русская литература, живопись, театр не мыслимы без евангельских сюжетов. Это ключ к пониманию отечественной культуры в целом. И еще очень важно осознавать: не должно быть никакого принуждения к изучению этого предмета. Это требование неоднократно отстаивалась церковью. Уверен, что в итоге решение о том, стоит ли вводить такой предмет, будет приниматься с учетом выбора родителей и детей.
 
Преподавать его будут только в тех школах, где в этом заинтересованы сами учащиеся. Существуют, к примеру, школы с углубленным изучением английского языка. Думаю, здесь необходимо применить тот же принцип. Кроме того, подобный курс возможен и по другим традиционным религиям нашей страны. А значит, выбор дисциплин будет сохраняться. И потом, церковь прекрасно понимает, что насильственное, принудительное обучение догматам имеет противоположный эффект. Как говорится, невольник – не богомольник.

Опять же, важно понять, кто будет преподавать этот предмет. Конечно же, не каждый педагог – священник, равно как и не каждый священник – педагог. Но точно так же не каждый преподаватель литературы – поэт. И наоборот. Преподавание необходимо осуществлять в соответствии с разработанной программой и людям, имеющим профессиональное образование. Требовать принадлежность к христианству  у преподавателей православной культуры никто не собирается, да и согласно закону не имеет никакого права. Речь идет о занятии должностей в светских государственных школах.
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Армен Джигарханян собрал труппу

    В Театре Армена Джигарханяна впервые после карантина собрались полным составом, чтобы обсудить планы на сезон. Артисты и представители администрации опробовали на себе все меры безопасности, предписанные зрителям, в том числе рассадку с учетом социальной дистанции. ...
  • «Большие гастроли» восстанавливают работу в полном объеме

    Самый масштабный театральный проект Министерства культуры РФ начинает реализацию федеральной программы по гастролям ведущих столичных, региональных и зарубежных театров. С 22 по 30 августа Театр Вахтангова первым отправится на гастроли в Кемерово и Новокузнецк. ...
  • В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Опера – всем»

    Откроется международный музыкальный фестиваль, декорациям которого традиционно станут архитектурные ансамбли Петербурга, на Соборной площади Петропавловской крепости. 8 августа здесь прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл». ...
  • Юрий Бутусов нашел ключ к современной драматургии

    Первой премьерой сезона в РАМТе станет «Сын» в постановке Юрия Бутусова. 11 сентября он представит свое прочтение пьесы Флориана Зеллера. «Самый яркий молодой драматург нашего времени», по мнению The Guardian, «один из самых горячих литературных талантов Франции», по мнению The Independent, обладатель премии «Мольер», Зеллер впервые сочинил настоящую трагедию. ...
Читайте также