Одной из важнейших тем прошедшего в Санкт-Петербурге V Культурного форума была тема СМИ как медиатора между культурой и властью, культурой и обществом.
Днем, 2 декабря, в Атриуме генерального штаба прошла панельная дискуссия на тему «Роль прессы как моста между властью и культурой», а вечером на заседании Совета по культуре и искусству выступление Евгения Миронова наглядно показало, как опасно-ненадежен бывает этот мост. Не знаю, кто был тем «утконосом», подсунувшим актеру-спикеру утку о цензурном запрете гастролей театра «Рок-опера» со спектаклем «Иисус Христос – суперзвезда» в Омске. Но этой дезой он не только подставил самого Евгения Миронова, так уверенно пытавшегося сыграть роль крупного общественного деятеля, но и тех, от имени и по поручению кого он выступал. Что хуже всего, была скомпрометирована и сама больная тема «цензуры» (не раскупленные омичами билеты приравнять к цензурным запретам – не удается даже при самом буйном воображении). Актер в данном случае опирался на непроверенную информацию, полученную из прессы.
Увы, сообщения прессы сейчас часто оказываются не информацией, но дезинформацией. Попытаемся разобраться с причинами этого. Не снимая ответственности с халтурщиков на каждом отдельном месте, замечу, что общее состояние СМИ халтуру провоцирует и питает.
Если приравнять прессу к мосту – между обществом и властью, властью и культурой, культурой и обществом, - то надо отчетливо понимать, что с каждым годом этот мост становится все более узким и все менее надежным.
С каждым годом пространство российской прессы все больше скукоживается. Закрываются газеты, в остающихся на плаву все меньше места отдается аналитике, все больше – новостным порталам.
Расцветшая буйным цветом после перестройки авторская пресса сейчас переживает период заморозков. Ее блестящие авторы практически в полном составе переселились со страниц газет в социальные сети, попутно многое растеряв. Там, где раньше цвели дискуссии, – теперь происходят перебранки по типу выпукло описанного Михаилом Булгаковым в «Кабале святош» яростного оплевывания оппонентами друг друга. «Плюйтесь, господа! Не хочу вам мешать», – удаляется от летящих во все стороны брызг король-солнце.
Свято место пусто не бывает.
Место аналитических изданий занимают новостые порталы.
«Только новости. Ничего личного» – пишет популярная новостная лента. Но безличные новости – пространство, где никто не несет ни за что никакой персональной ответственности. Точно по анекдоту: кто сшил костюм? – мы!
Переписывая друг у друга одну и ту же новость, сотни безымянных журналистов пытаются придумать как можно более хлесткую ее подачу. Предположим, на входе мы имеем сообщение, что где-то рекомендовано «подстричь ногти», а на выходе чье-нибудь развитая фантазия породит заголовок вроде: «пригрозили укоротить руки-ноги». На входе – отменены гастроли спектакля. На выходе – цензура запретила показ.
Сокращение пространства культурной аналитики неизбежно влечет за собой расцвет газетных уток. Но даже не это самое печальное. Сокращение пространства культурной журналистики чревато потерей ориентиров для общества.
Все-таки, так или иначе, но разнообразие мнений по поводу того или иного события подготавливало к нему публику.
Уверена, что все издержки возмущений вокруг выставок, спектаклей, перформансов, – в значительной степени вызваны именно отсутствием (или недостатком) профессиональных комментариев и аналитических статей в средствах массовой информации. Не слыша оценок специалистов, – зрители сами выносят оценки. Часто нелицеприятные. Выражают их формах прямо оскорбительных (свиные головы, банки с мочей)... Традиция закидывания гнилыми помидорами еще свежа и зеленеет.
«Проклятие! Чтоб вы сдохли» – кричит не какое-нибудь провинциальное зрительское болото, но продвинутая немецкая музыкальная публика, когда чувствует себя задетой. Наши сограждане долгие годы тихо, бочком, крадущиеся к выходу, чтобы как можно незаметнее покинуть обманувшее их ожидание зрелище, последние годы тоже сильно «оевропеились» и перестали стесняться.
Возникшее напряжение между художниками и публикой, похоже, с каждым шагом только усиливается.
Все-таки картина, когда популярные актеры обращаются к государству и призывают... полицию, чтобы она их оградила от возмущенных зрителей (пусть даже речь идет о маргинальных хулиганствующих группках), – выглядит, прямо скажем, удручающе-неестественной. Дикой. Творцы в России традиционно призывали к милосердию, а не к ужесточению Уголовного кодекса.
Конечно, законодательство можно ужесточить. Но при этом надо отчетливо понимать, что это дорога в никуда. Никакое искусство, рассчитанное на зрителей, не может существовать с этими самыми зрителями в затяжном конфликте и охраняться полицейскими дубинками.
Просвещение – всегда эффективнее дубинки, и часто менее затратно.
Возрождение культурного поля средств массовой информации – та ближайшая задача, без решения которой «повисают» в пустоте самые разные инициативы в области культуры. Именно в пространстве аналитических текстов, в поле профессиональных споров формируются репутации и оценки событий, проверяются и уточняются критерии, прочерчиваются силовые линии и векторы развития.
Наконец, именно здесь формируется «образованный зритель», способный самостоятельно отделить «дешевый эпатаж» от содержательных новаций в каждом конкретном случае (без привлечения прокуратуры или полиции).
Новостным порталам пора потесниться для порталов культурной аналитики.
СМИ как мост между обществом и культурой, властью и культурой нуждается в укреплении и расширении. Этот мост необходимо строить, а пока его только демонтируют и разрушают.