Последний месяц года - не только время новогодних представлений и концертов классической музыки. «Театрал» составил Топ-5 декабрьских выставок о театре.
«Ожившая пьеса императрицы»
Музей-усадьба «Царицыно». Малый дворец
Эта выставка посвящена эпохе Просвещения, готическому искусству и литературным увлечениям Екатерины II. Сюжетной основой стала малоизвестная пьеса императрицы «Чесменский дворец». Сюжет «безделки» (так императрица называла свои литературные опыты), построен вокруг рассказа сторожа-ветерана, который во время обхода обнаруживает, что висящие в покоях Чесменского дворца портреты русских и западноевропейских правителей разных эпох - Екатерины I и Елизаветы Петровны, императоров Людовика XVI, Петра I, древнерусских князей Александра Невского и Всеволода Большое Гнездо - по ночам переговариваются, обсуждают последние новости, остро пикируются друг с другом. По словам куратора выставки Сергея Хачатурова, симпозиум героев аналогичен постам в фейсбуке. И этот инсценированный императрицей почти фейсбучный шум голосов позволяет убедиться, что историю делали живые люди. Выставка представляет из себя аудиозиальный перформанс, позволяющий погрузиться в «социальные сети» конца 18 века. Режиссер Юлия Овчинникова специально для выставки сняла фильм, а актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев исполнил в нем главную роль, прочитав текст пьесы Екатерины II.Когда: до 19 марта
«Пятна, кляксы и портреты»
Главное здание Театрального музея им. А.А.Бахрушина

Корогодский 25 лет возглавлял ленинградский ТЮЗ, воспитав не одно поколение актеров и единомышленников. Сын режиссера Данила Корогодский постарался в деталях воссоздать эпоху, которая окружала отца. Знаменитые друзья и ученики, герои спектаклей, известные деятели тех лет, запечатлённые на фотографиях и рисунках, «взирают» со стен выставочных залов, а хаотично «разбросанные» по стенам надписи стали «записками на манжетах» от имени Зиновия Корогодского. Биографические сюжеты строятся вокруг воссозданного специально к выставке рабочего кабинета Зиновия Корогодского в Ленинградском ТЮЗе.
до 11 декабря
«Другая Гурченко»
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Выставка посвящена пути актрисы к созданию собственного неповторимого стиля, который стал образцом для нескольких поколений советских женщин. В центре внимания – платья и украшения, которые Людмила Марковна шила и делала сама, а также фотографии, подарки, предметы быта 1950-70-х годов из ее мемориальной квартиры.
Большое значение для Людмилы Марковны имели украшения и всевозможные дополнения к костюму. В экспозиции представлены пуговицы всех видов, превращенные ею в оригинальные броши, серьги, пояса, украшенные бисером, вышивкой, перьями. К пуговицам у Людмилы Марковны было особое отношение: когда костюм или платье становились ей неинтересны, она обычно раздавала их, но предварительно обязательно срезала пуговицы.
Когда: до 20 января
«Фотоизбранное»
КЦ «Хитровка»

Когда: до 16 декабря
«Обличья. Больше, чем реальность»
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

Участники выставки устраивают игру с собственной внешностью и предлагают зрителю включиться в нее. Маяковский носит желтую блузу, Гончарова с Ларионовым разрисовывают свое лицо, а Бартенев наряжает солнечную Снежную Королеву.
Особенное место в экспозиции занимают футуристические артефакты: лоскут желтой кофты Владимира Маяковского, фотографии будетлян с раскрашенными лицами, страница журнала «Аргус» 1913 года с манифестом «Почему мы разукрашиваемся» и т. д. Редкие жемчужины, оставшиеся от авангардных экспериментов над своим Я, как будто подчеркивают: предмет выставки эфемерен, образ художника существует только здесь и сейчас, его практически невозможно сохранить и передать сквозь время.