Лия Ахеджакова

Номинация: Лучшая актриса пятилетия

 
Она никогда ничего не записывает и мемуаров не собирается издавать – не тот характер. Я люблю слушать ее размышлизмы, передаваемые с какой-то абсолютно нейтральной интонацией. Люблю смотреть, как тихонько закапывается она в растрепанные страницы пьес, выискивая для себя что-то необъяснимое, люблю спорить и рассуждать с ней обо всем на свете, ловя ее острое словцо… «Я как-то вычитала у Толстого фразу, адресованную Бунину: «Счастья нет – есть зарницы счастья». Это как нельзя более попадает на мое мироощущение – зарницы есть. И, надеюсь, будут. Но вот такого стабильного, крепкого отрезка временного – не помню». Такой она человек – Лия Ахеджакова. Грустная клоунесса с глазами, мгновенно меняющими выражение от скорби до непростительного хулиганства. Знаете, что чаще всего повторяет она в приватных разговорах? «У меня не осталось времени на невостребованность». Кто не востребован, Ахеджакова? Да бросьте, скажете вы! Кто поверит? Да и вообще – откуда в лексиконе актрисы это почтовое словечко? А она много лет повторяет его как заклинание, но никто не слышит, или почти никто… вот, разве что, Коляда слышит... вот – Серебренников…

В репертуаре театра «Современник», где служит она уже тридцать второй год, всего четыре названия спектаклей, в которых занята Ахеджакова: «Трудные люди», «Крутой маршрут», «Виндзорские насмешницы» и «Селестина». Так и существует она в родном театре, что называется, «в режиме ожидания». А ожидание – это то, что жизнь укорачивает, грустно признается она. Правда, есть еще антреприза – «Персидская сирень» все того же Коляды, играемая с неизменным успехом уже более 15 лет, и новый спектакль – «Чокнутые королевы». Есть и «Фигаро. Хроника одного дня» – «безумный» спектакль Кирилла Серебренникова – нового «безумного» увлечения Ахеджаковой. Она всегда увлекается неординарными талантливыми людьми, смотрит им в глаза, доверяясь их таланту, готова следовать за ними вдаль, вглубь… И обманывается нередко… Но сейчас не об этом, не о грустном и неизбежном…

Хотелось бы сегодня – об успехе, о загруженности гастролями по стране и миру. Нет, не будем о грязных поездах и неудобных самолетных рейсах, о холодных гостиничных номерах. И не будем о зрительных залах, наивно ожидающих появления юморной Верочки из «Служебного романа», а совсем не вдумчивой трагической актрисы, признающейся неожиданно: «Я не умею рассказывать ни баек, ни анекдотов. Я в принципе грустный человек».

Давайте помечтаем о переселении невостребованной сегодня актрисы Ахеджаковой в лакированную судьбу Ольги Книппер-Чеховой или, скажем, Аллы Тарасовой. Вы представляете себе, как бы удачно сложилась ее актерская биография, будь ее мужем великий писатель, или доблестный советский генерал? Да… А кому бы тогда она адресовала свои патриотические, в подлинном смысле этого слова, воззвания? А что – бросалась бы отважно на защиту оболганных и немощных? И пригревала бы бродячих собак, и разводила бы на скудной подмосковной земле цветы? Но сдается мне – она бы и там определилась по совести! По неизменному своему и верному компасу. Потому что она актриса – существо с открытым и незащищенным сердцем.

Она любит вспоминать слова Виктора Ардова: «Я не могу жить, когда все хорошо. Аж страшно!»

Вот ей и не дают почувствовать, что страшно…

«Безумно хочется удачи. Но когда сваливается огромный успех, я почему-то становлюсь грустной. Очевидно успех – это не мое состояние. Мое – пораженчество. Я – пораженец по духу и нормально себя чувствую при этом – привыкла. Мне близки люди, которые не клюют с руки, достаточно трудные, не очень светские и не очень обласканные успехом. Мне с ними легче самой – это моя среда, которая меня греет»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также