«Учебные программы будут сохранены»

Педагоги ГИТИСа ищут компромисс в отношениях с ректором

 

Вечером в четверг, 22 декабря, ректор ГИТИСа Григорий Заславский опубликовал на официальном сайте вуза обращение, где, в частности, говорится следующее:
 
«20 декабря на Учёном совете ГИТИСа я выступил с предложением об объединении двух факультетов, театроведческого и продюсерского. Это объединение проводится, чтобы усилить образование на том и на другом. После обсуждения все присутствовавшие проголосовали «за» при двоих воздержавшихся. Это решение вызвало волнение среди преподавателей и студентов обоих факультетов. Сегодня прошла полуторачасовая встреча с педагогами театроведческого факультета, в результате которой стороны пришли к соглашению, что открытость – лучшая политика в этой ситуации» (полный текст обращения можно прочитать здесь).
 
Напомним, что решение было принято Григорием Заславским в отсутствие декана театроведческого факультета, а о слиянии факультетов педагоги узнали из прессы. Доцент театроведческого факультета Алёна Карась рассказал «Театралу», о чем шла речь на встрече и что сейчас происходит в ГИТИСе.
 
«Если говорить о формальной стороне вопроса, то решение об объединении факультетов видится ректору не как уничтожение одного из них. Из его слов следует, что это по-прежнему два самостоятельных образовательных направления, которые теперь будут существовать как два отделения одного факультета. Учебные программы будут сохранены. Обучение на обоих факультетах будет продолжено по уже утвержденным планам. При этом будет выдвинута фигура декана, который станет курировать работу факультетов (совместные лекции, проекты и другие образовательные мероприятия). Необходимость своего шага ректор мотивировал тем, что таким образом два факультета смогут утверждать свои особые права, возможности и границы – чтобы театроведы не занимались работой продюсеров, а продюсеры лучше понимали работу театроведов».
 
По словам Алёны Карась, во время обсуждения закономерно возник вопрос, в чем заключаются резоны слияния, если характер преподавания по сути остается неизменным.
 
«Об этом мы говорили большую часть времени, пытаясь понять не просто затею ректора, но и проблемы театроведческого образования. Мы обоюдно согласны, что эти проблемы существенны и кризис театроведческого образования нужно преодолевать совместными усилиями. Григорий Заславский – театровед, и, по его словам, он горячо переживает эту тему, хочет, чтобы наше образование было лучшим в стране и даже в мире. Следовательно, как он утверждает, все его усилия направлены в эту сторону. Раз факультет не нашел в самом себе силы для модернизации, то ректор проводит ее таким образом».
 
Тем не менее ответ на вопрос, с чем связана срочность принятого решения, педагоги так и не получили.
 
«Мы пытались понять, с чем связана скороспелость реформы, почему она производилась в отсутствие многих членов Ученого совета, прежде всего, представителей заинтересованных факультетов, в том числе декана театроведческого факультета. Ответа мы не получили кроме того, что назрела необходимость реформ. В то же время ректор заверил нас, что в ближайшее время более развернуто озвучит суть предлагаемого им проекта на сайте ГИТИСа. Возможно, после этого какие-то вопросы отпадут сами собой, а какие-то появятся вновь».
 
В ходе беседы педагоги предложили отложить окончательное решение для его повторного обсуждения на Ученом совете, однако этот вариант был отклонен.
 
«Ректор считает, что его решение, закрепленное Ученым советом, на данном этапе неотменимо. Судя по всему, он не намерен откладывать запуск процесса, но в результате дискуссии проект может претерпеть какие-то изменения. При этом он полагает, что это чисто административное решение. Если так, то нельзя сказать, чтобы оно было как следует подготовлено. Мы это озвучили и, кажется, были услышаны. Теперь нам хотелось бы начать диалог».
 
Алёна Карась отмечает, что профессорско-преподавательский состав, в том числе других факультетов, хотел бы вернуться к обсуждению не до конца понятого проекта на следующем Ученом совете в обязательном присутствии декана театроведческого факультета. В данный момент, считает педагог, есть надежда на диалог, и в этом, по ее мнению, заключается позитивность встречи.
 
«Если ректор взял на себя такую важную задачу, как инициирование реформы или некоего обновления образования, то, конечно, в этом должен участвовать профессорско-педагогический состав, с этим согласны все. Я считаю возможность диалога уникальной и прекрасной. Не так часто в институте наступают времена, когда руководство, инициируя какие-то перемены, может вступить с педагогами в продуктивный, творческий диалог о сути этих изменений. Эта дискуссия явно продолжится за стенами кабинета ректора и вообще за стенами ГИТИСа, в среде театральной общественности, потому что обозначенные проблемы – театроведческого образования, статуса критика, смены поколений в театроведении – действительно нуждаются в обсуждении. Только возникает вопрос, является ли соседство с продюсерами реальным решением этих проблем и реальным ответом на запрос времени». 
ТегиГИТИС

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также