Вера Васильева

Номинация: Легенда театра

 

Верой Кузьминичной ее называют редко. Верочкой – почти всегда. Потому что как обращаться к этим задорным ямочкам на щеках, к этой обезоруживающей детской улыбке – по имени-отчеству? Выражение ее лица всегда удивленно-восторженное. Вежливость и аккуратность – эти два королевских качества она унаследовала от природы. Как и немодную привычку краснеть и смущаться от комплиментов.

Театр Сатиры – для нее больше, чем дом. Здесь она росла и взрослела, ждала ролей, переживала первые обиды и первые успехи, мирила друзей, хранила тайны влюбленных и никогда не роптала на судьбу. Совсем девчонкой ощутила сладостные мгновения феноменальной популярности – ее Настенька из глухого сибирского поселка не оставила равнодушным самого отца народов, за что он и вручил ей – совсем юной – Сталинскую премию.

Ее музыкальность, светлое лирическое обаяние и приятная округлость фигуры быстро сориентировали режиссеров в поисках амплуа – и Вера Васильева долгое время ходила в лирических героинях. Тому подтверждение – длинная жизнь колхозного мюзикла «Свадьба с приданым», где Верочка Васильева встретила свою первую и единственную любовь – будущего мужа.

Ее комедийный талант оценили гораздо позже. Еще позже – талант драматический. Но она безропотно принимала то, что есть, и берегла в себе силы для будущих сражений. Безусловное попадание – ее трогательная и смешная работа в «Женитьбе Фигаро». Другую Графиню (как и другого Графа, кроме Александра Ширвиндта, и другого Фигаро, кроме Андрея Миронова) представить сегодня невозможно. Ей очень шли пышные кринолины, белесые парики и кружевные платочки. Она уморительно всплескивала пухлыми руками, с материнской нежностью хлопотала над юным Керубино и хитрыми, лукавыми глазами щурилась на блудливого супруга. Ее настоящие роли пришли вместе с приобретенным опытом и зрелостью. Она с радостью приняла приглашения от лучших российских провинциальных театров. Сыграла Кручинину в «Без вины виноватые» в Орловском драмтеатре, а потом и Раневскую в «Вишневом саде» в Твери (и играла эту роль в течение десяти лет!). Странно, что таких предложений она не услышала от собственного главного режиссера, который отводил ей в родном театре совсем другое место. Но она не замыкалась, не съедала себя обидами, а работала в свое удовольствие – на любых площадках, но в лучших спектаклях. Сегодня в ее репертуаре – любимый автор Островский, «Таланты и поклонники» (увидеть бы когда-нибудь и ее Гурмыжскую!), но ей очень идет и французская драматургия («Орнифль» Ануя и «Священные чудовища» Кокто ), и исповедальный декадентский стиль в мелодраме «Ждать». Абсолютным экспериментом, если не авантюрой стало ее сотрудничество с режиссером Андреем Денниковым, у которого она сыграла «Странную миссис Сэвидж» на сцене… кукольного театра им. Образцова. Вера Васильева очень легка на подъем, она любит новые впечатления, никогда не отказывается от гастрольных поездок, от участия в фестивалях, юбилеях и праздниках. Ее знаменитая улыбка располагает к доверительности, к открытому, простому общению. Но Верочка Васильева умеет держать дистанцию и свято охранять свою личную жизнь от посягательств бесцеремонных журналистов. Она воспитана в другом времени и убеждена, что у актера должна быть своя тайна. И в этом она абсолютно права.

«В души людей через театр шли эти нити страсти недовольства той жизнью, которая тогда была у нас. Она, может быть, даже материально была не до такой степени страшна, но вот это сознание, что не можешь сказать то, что чувствуешь, всеобщее лицемерие давали силы художникам кричать об этом со сцены через искусство. И тогда спектакли становились потрясением. А сейчас я потрясений не вижу»

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также