Офицер Вахтанговской закалки

16 января Василию Лановому исполняется 83 года

 

Дата «некруглая», больших торжеств не планируется, но кто сказал, что об артистах нужно вспоминать только лишь в дни юбилеев? На 16 января в Театре им. Вахтангова запланирован бенефисный спектакль Василия Ланового «Посвящение Еве». Премьера состоялась еще в апреле 1999 года, но все эти сезоны он неизменно собирает аншлаг, поскольку мастерство народного артиста СССР, как и хорошее вино, не стареет с годами…
 
В честь дня рождения редакция «Театрала» решила напомнить читателям очерк Галины Коноваловой.
 
– Мне хочется спокойно, без пафоса разобраться в удивительной биографии этого прекрасного артиста.
 
И правда, как могло случиться, что мальчик из простой украинской семьи, ни слова не говорящий по-русски, оказался в Москве, сразу увлекся театром и, поступив в студию при ДК «ЗИЛ», в 1951 году победил на Всесоюзном конкурсе чтецов. Затем он решил связать свою судьбу с журналистикой (полгода учился на журфаке МГУ). Но театр, видимо, настолько глубоко ранил его романтическую душу, что, бросив журфак, он поступил в знаменитое Щукинское училище, где уже на втором курсе вызвал гнев руководства за то, что нарушил неписанное правило: студенты не имели права соглашаться на съемки до окончания вуза.
 
Так вот, Василию Семеновичу удалось нарушить эту святую заповедь дважды. В первый раз это случилось на втором курсе, когда он сыграл небольшую роль в «Аттестате зрелости», а пару лет спустя был приглашен на главную роль в фильме Алова и Наумова «Павел Корчагин».
 
Однако его работа в этой картине обрела такой шумный успех, что не могла не растопить даже самые строгие сердца руководства училища. В 1956 году (в числе немногих счастливчиков) он был принят в блистательную труппу Вахтанговского театра.
 
Несуетливый джентльмен
У меня и сейчас перед глазами картина. Начало сезона. Большое белое фойе. Перед труппой выступает неизменно вызывающий полный восторг у женщин Рубен Николаевич Симонов. Он, как всегда, остроумен, легок, в своих неизменных крахмалах удивительно элегантен…
 
И, подводя итоги минувшего сезона, по традиции сказав о том, кто за это время родился, удачно влюбился, женился, развелся, – представляет труппе новых артистов. Из последнего ряда, скромно появляются три красавца – Шалевич, Ливанов и Лановой.
 
Рубен Николаевич с улыбкой одаривает их традиционными гвоздиками и с этой минуты начинается настоящая, серьезная биография Василия Семеновича.
 
В ней было все. И блистательный Калаф («Принцесса Турандот»), и интереснейший Пушкин («Шаги командора»), и виртуозно сыгранный Казанова в труднейшей пьесе Марины Цветаевой «Три возраста Казановы», и нашумевший Цезарь («Антоний и Клеопатра»), где актерские данные Ланового покоряли весь зрительный зал – особенно в его женской части.  Кроме того, он блистательный чтец. Причем его пристрастие к художественному слову не ограничивалось только выступлениями на эстраде: это же мастерство Василий Семенович не раз демонстрировал и в спектаклях. В образе Маяковского, например, он читал стихи в «Конармии», а уж то, как читает он Пушкина – сегодня может убедиться каждый зритель спектакля «Пристань».
 
…В девяностые годы на Малой сцене Театра Вахтангова вышел спектакль «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти, построенном на переписке Бернарда Шоу с актрисой Патрик Кэмпбел (ее играла Юлия Борисова). Словесная дуэль, сыгранная с тонким юмором, неизменно вызывала полный восторг зрительного зала. А сам Бернард Шоу представал абсолютно статичным, несуетливым джентльменом, и только его тонкая ирония выдавала почти влюбленность в эту прекрасную, загадочную женщину.
 
Царский жест
Впрочем, эта часть биографии Василия Семеновича известна каждому любителю театра. А я хочу сказать о другом Лановом – отзывчивом товарище, преданном друге и человеке, который не только «временно доступен», но и «круглосуточно отзывчив». С какими только просьбами к нему ни обращались! Он выполнял их легко и без ощущения подвига.
 
В самые-самые застойные времена, когда без «блата» нельзя было купить даже куска колбасы, а уж об устройстве ребенка в детский сад или приличную школу не приходилось и мечтать, - Василий Семенович случайно узнал о том, что одна наша актриса тщетно пытается помочь своей девочке поступить в художественную школу. А дело было так. Шла генеральная репетиция «Марии Тюдор», где Лановой блистал в роли красавца Фабиано Фабиани. И вот по окончании спектакля, спросив, где находится эта школа, он, не успев толком разгримироваться, поехал по указанному адресу. Надо ли говорить о том, какой эффект произвело само появление Ланового на пороге детской художественной школы. Ребята оторвались от своих мольбертов, а учительница оторопела: еще бы, перед ними стоял живой капитан Грей (незадолго до этого фильм «Алые паруса» вышел на экраны), и только Василий Семенович оставался абсолютно спокоен: ему это было не впервой. Вопрос решился мгновенно.
 
Подарок для лифтера
И таких историй в его биографии уйма. У нас в театре служил рабочим сцены Петр Могитсон – человек удивительной судьбы. Дело в том, что когда вахтанговцы были в эвакуации в Омске, туда же был эвакуирован и Первый Мединститут, где на втором курсе учился этот самый Петя. Про него рассказывали, что подает он большие надежды и даже говорили, что станет крупным хирургом. И вот однажды Могитсон побывал на наших спектаклях, сошел с ума от увиденного и, бросив институт, попросился в Театр Вахтангова на любую работу. Сначала он стал монтировщиком, потом машинистом сцены и прослужил таким образом всю жизнь. А когда не мог уже по возрасту таскать декорации, стал у нас просто лифтером, поскольку не мыслил себя без театра. Человек он был на редкость эрудированный, настоящий книголюб и на этой почве сдружился с Лановым.
 
Меня всегда удивляло, почему, покупая книги, Василий Семенович приобретает их в двух экземплярах. Но однажды выяснилось, что вторые экземпляры непременно отдаются Могитсону. Поверьте, что в то время купить книгу было сложнее, чем достать пресловутую колбасу.
 
Или совсем свежий пример. Недавно у нашей знаменитой актрисы случилась неприятная история с машиной. Она, естественно, тут же попросила Василия Семеновича позвонить какому-то крупному полицейскому чину, чтобы тот помог разобраться в этом вопросе. Но Вася звонить никуда не стал… А просто сел в свою машину и поехал к этому начальнику. И вновь история повторилась: на пороге перед начальником стоял его любимый герой из фильма «Офицеры». Машина тут же была возвращена.
 
Идут годы, стареют все вокруг, но к Лановому это не относится. Он по-прежнему молод, со своей статной выправкой все так же энергичен, так же отзывчив на любую просьбу и так же принципиален… 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Ясулович: «Сыночек, лучше бы ты на инженера пошел»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Роксана Сац: «Внучка Синей птицы»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ирина Пегова: «Люблю только пряники. Не люблю кнуты»

    Актриса МХТ им. Чехова Ирина Пегова говорит, что лучшие роли в ее жизни всегда рождались в атмосфере доверия и свободы. Такой стала и Люська в «Беге» Сергея Женовача, за которую Ирина получила символ зрительского признания – премию «Звезда Театрала». ...
  • Евгений Князев: «Практически невозможно найти педагогов, подобных первым ученикам Вахтангова»

    В рамках партнерской программы с «Радио 1» журнал «Театрал» публикует интервью с ректором Института им. Бориса Щукина, народным артистом России Евгением Князевым, которое он дал в программе «Синемания. Высшая лига». ...
Читайте также