Офицер Вахтанговской закалки

16 января Василию Лановому исполняется 83 года

 
Дата «некруглая», больших торжеств не планируется, но кто сказал, что об артистах нужно вспоминать только лишь в дни юбилеев? На 16 января в Театре им. Вахтангова запланирован бенефисный спектакль Василия Ланового «Посвящение Еве». Премьера состоялась еще в апреле 1999 года, но все эти сезоны он неизменно собирает аншлаг, поскольку мастерство народного артиста СССР, как и хорошее вино, не стареет с годами…
 
В честь дня рождения редакция «Театрала» решила напомнить читателям очерк Галины Коноваловой.
 
– Мне хочется спокойно, без пафоса разобраться в удивительной биографии этого прекрасного артиста.
 
И правда, как могло случиться, что мальчик из простой украинской семьи, ни слова не говорящий по-русски, оказался в Москве, сразу увлекся театром и, поступив в студию при ДК «ЗИЛ», в 1951 году победил на Всесоюзном конкурсе чтецов. Затем он решил связать свою судьбу с журналистикой (полгода учился на журфаке МГУ). Но театр, видимо, настолько глубоко ранил его романтическую душу, что, бросив журфак, он поступил в знаменитое Щукинское училище, где уже на втором курсе вызвал гнев руководства за то, что нарушил неписанное правило: студенты не имели права соглашаться на съемки до окончания вуза.
 
Так вот, Василию Семеновичу удалось нарушить эту святую заповедь дважды. В первый раз это случилось на втором курсе, когда он сыграл небольшую роль в «Аттестате зрелости», а пару лет спустя был приглашен на главную роль в фильме Алова и Наумова «Павел Корчагин».
 
Однако его работа в этой картине обрела такой шумный успех, что не могла не растопить даже самые строгие сердца руководства училища. В 1956 году (в числе немногих счастливчиков) он был принят в блистательную труппу Вахтанговского театра.
 
Несуетливый джентльмен
У меня и сейчас перед глазами картина. Начало сезона. Большое белое фойе. Перед труппой выступает неизменно вызывающий полный восторг у женщин Рубен Николаевич Симонов. Он, как всегда, остроумен, легок, в своих неизменных крахмалах удивительно элегантен…
 
И, подводя итоги минувшего сезона, по традиции сказав о том, кто за это время родился, удачно влюбился, женился, развелся, – представляет труппе новых артистов. Из последнего ряда, скромно появляются три красавца – Шалевич, Ливанов и Лановой.
 
Рубен Николаевич с улыбкой одаривает их традиционными гвоздиками и с этой минуты начинается настоящая, серьезная биография Василия Семеновича.
 
В ней было все. И блистательный Калаф («Принцесса Турандот»), и интереснейший Пушкин («Шаги командора»), и виртуозно сыгранный Казанова в труднейшей пьесе Марины Цветаевой «Три возраста Казановы», и нашумевший Цезарь («Антоний и Клеопатра»), где актерские данные Ланового покоряли весь зрительный зал – особенно в его женской части.  Кроме того, он блистательный чтец. Причем его пристрастие к художественному слову не ограничивалось только выступлениями на эстраде: это же мастерство Василий Семенович не раз демонстрировал и в спектаклях. В образе Маяковского, например, он читал стихи в «Конармии», а уж то, как читает он Пушкина – сегодня может убедиться каждый зритель спектакля «Пристань».
 
…В девяностые годы на Малой сцене Театра Вахтангова вышел спектакль «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти, построенном на переписке Бернарда Шоу с актрисой Патрик Кэмпбел (ее играла Юлия Борисова). Словесная дуэль, сыгранная с тонким юмором, неизменно вызывала полный восторг зрительного зала. А сам Бернард Шоу представал абсолютно статичным, несуетливым джентльменом, и только его тонкая ирония выдавала почти влюбленность в эту прекрасную, загадочную женщину.
 
Царский жест
Впрочем, эта часть биографии Василия Семеновича известна каждому любителю театра. А я хочу сказать о другом Лановом – отзывчивом товарище, преданном друге и человеке, который не только «временно доступен», но и «круглосуточно отзывчив». С какими только просьбами к нему ни обращались! Он выполнял их легко и без ощущения подвига.
 
В самые-самые застойные времена, когда без «блата» нельзя было купить даже куска колбасы, а уж об устройстве ребенка в детский сад или приличную школу не приходилось и мечтать, - Василий Семенович случайно узнал о том, что одна наша актриса тщетно пытается помочь своей девочке поступить в художественную школу. А дело было так. Шла генеральная репетиция «Марии Тюдор», где Лановой блистал в роли красавца Фабиано Фабиани. И вот по окончании спектакля, спросив, где находится эта школа, он, не успев толком разгримироваться, поехал по указанному адресу. Надо ли говорить о том, какой эффект произвело само появление Ланового на пороге детской художественной школы. Ребята оторвались от своих мольбертов, а учительница оторопела: еще бы, перед ними стоял живой капитан Грей (незадолго до этого фильм «Алые паруса» вышел на экраны), и только Василий Семенович оставался абсолютно спокоен: ему это было не впервой. Вопрос решился мгновенно.
 
Подарок для лифтера
И таких историй в его биографии уйма. У нас в театре служил рабочим сцены Петр Могитсон – человек удивительной судьбы. Дело в том, что когда вахтанговцы были в эвакуации в Омске, туда же был эвакуирован и Первый Мединститут, где на втором курсе учился этот самый Петя. Про него рассказывали, что подает он большие надежды и даже говорили, что станет крупным хирургом. И вот однажды Могитсон побывал на наших спектаклях, сошел с ума от увиденного и, бросив институт, попросился в Театр Вахтангова на любую работу. Сначала он стал монтировщиком, потом машинистом сцены и прослужил таким образом всю жизнь. А когда не мог уже по возрасту таскать декорации, стал у нас просто лифтером, поскольку не мыслил себя без театра. Человек он был на редкость эрудированный, настоящий книголюб и на этой почве сдружился с Лановым.
 
Меня всегда удивляло, почему, покупая книги, Василий Семенович приобретает их в двух экземплярах. Но однажды выяснилось, что вторые экземпляры непременно отдаются Могитсону. Поверьте, что в то время купить книгу было сложнее, чем достать пресловутую колбасу.
 
Или совсем свежий пример. Недавно у нашей знаменитой актрисы случилась неприятная история с машиной. Она, естественно, тут же попросила Василия Семеновича позвонить какому-то крупному полицейскому чину, чтобы тот помог разобраться в этом вопросе. Но Вася звонить никуда не стал… А просто сел в свою машину и поехал к этому начальнику. И вновь история повторилась: на пороге перед начальником стоял его любимый герой из фильма «Офицеры». Машина тут же была возвращена.
 
Идут годы, стареют все вокруг, но к Лановому это не относится. Он по-прежнему молод, со своей статной выправкой все так же энергичен, так же отзывчив на любую просьбу и так же принципиален… 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
Читайте также