Вувузела и прочие ужасы

 

Высказывание патриарха об ответственности художника, который может своим произведением пробуждать чувства добрые, а может и «разбудить зверя», – вызвало широкий общественный резонанс.

 

Тезис – введенный в практику уже Аристотелем, – оспаривать как-то слишком самонадеянно. Но вот пыталась честно вспомнить: какое из произведений искусства последнего времени реально «разбудило зверя» в своих реципиентах? На моей памяти только один пример – зеленая голова на Пушкинской площади в Москве. Реакция была массовой, бурной, с элементами истерии. В городе, где десятилетиями возводились какие-то чудовищные башенки и вопиюще-уродливые скульптуры, которые будут отравлять пространство еще при наших правнуках и пра-пра-правнуках. И вдруг люди, бестрепетно терпевшие и молчавшие, буквально не смогли ни дышать, ни жить, ни любить, имея перед собой перспективу в течение двух (!) месяцев созерцать неудачный пример паркового дизайна. Пена бешенства выступила на губах самых спокойных. А уж те, кто давно путают выброс желчи в организме и гражданскую позицию, – просто впали в неистовство менад и требовали публичного растерзания автора, заказчика, всей московской мэрии поголовно и каждого по отдельности, а также всех детей, внуков и бабушек украшателей причастных к установке зеленой головы.

Пробужденный садово-парковым искусством зверь рычал и метался. Так как сама голову вживую посмотреть не успела (а на фотографии особых эмоций она ни разу не вызывала), то степень ее эстетической ужасности просто принимаю на веру. Однако даже самые-самые упертые ненавистники зеленой головы оскорбления нравственных и религиозных чувств в ней не усматривали.


В качестве примера провокационного искусства патриарх привел работы Вадима Сидура, которые были выставлены в Манеже и повреждены в порыве оскорбленных чувств людьми, которые называют себя «православными активистами», возглавляемые небезызвестным «деятелем».

Замечу, что «зверь» в нем пробуждается так часто и так далеко выскакивает за любые правовые границы, что тут нужна помощь уже не духовников, а врачей и полицейских. Ну, а работы Вадима Сидура уже столько лет признаны классикой, что сам выбор примера напрочь убил саму мысль, каковую должен был проиллюстрировать.

Дьявол, как известно, кроется в деталях. Уже само выступление партриарха наглядно показывает насколько сложно отделить зерна от плевел даже высшему церковному иерарху. Что уж говорить о простых смертных.


В ком-то разбудил зверя Сидур. Кто-то усмотрел вувузелу гомосексуализма в приключениях голубого щенка.

Ведь доброхотов, которые начнут гоняться за мухой и расколотят все вокруг, – во все времена хватает.

К тому же есть еще закавыка.  Искусство по самой своей природе никогда не следует указующему персту. Вот только сообщи, что с завтрашнего дня художники должны создавать исключительно радостные творения. И что будет? Правильно, раздадутся горестные напевы, вой и скрежет зубовный.  Предскажи, что наступает «время героического» – и тут же на гора пойдет поток произведений из жизни насекомых.

Только несколько примеров из последних театральных десятилетий.


Как предрекали исчезновение спектаклей длиннее полутора часов? Аргумент был железобетонным: сознание зрителей ХХI века изменилось, так что долго смотреть на сцену они уже не в состоянии... Что имеем? Правильно, в моду вошли длинные спектакли (рекорд поставил остромодный Фабр с 24-часовым представлением).


А волна критических статей о смерти слова в театре? Дескать, театр будет все более визуальным искусством, пока окончательно не превратиться в перформанс. И что мы видим? Правильно, «радио-театр» на марше. Имеем актеров, которые сидя или стоя просто произносят текст, а над их головами на мониторах идет тот же самый текст...  Ничего кроме текста!

Едем далее. Сколько писалось о «синтетическом актере», который будет на сцене и петь, и плясать, и акробатику показывать. И что?  Правильно, на пик моды вышли «инклюзивные актеры», для которых и ходить, и говорить – своего рода подвиг. А оракул постдраматического театра Ханс Тис Леман? Кого он сейчас интересует кроме провинциальных девочек, которые осваивают культурную журналистику и пытаются в реальной действительности откопать хоть кого-то «по Леману работающего»?

Готова держать пари, что призывы «возвышать душу» своих зрителей, – сработают с точностью до наоборот. Подчиняясь какому-то неясному внутреннему закону, – это самое искусство свернет совсем не туда, куда уже направлялось. Пойдет «будить зверя», мастерить вувузелы гомосексуализма, лепить непотребное. И ведь без всякого вредного умысла. Просто потому, что не умеет двигаться туда, куда его толкают насильно.


Как писал Абрам Терц о движении искусства по предложенному маршруту: «Оно всё это делает – до первого столба, поворачивает и – ищи ветра в поле»...

Искусство – оно как кошка Киплинга – гуляет само по себе, где ему вздумается и выбирает себе предметы, где хочет. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Соблазнять, чтобы выжить

    «Соблазнять, чтобы выжить: проектирование будущего» - так называлась онлайн-лекция голландского архитектора Виллема ван Генугтена, которую устроила архитектурная школа «МАРШ».   И это, скажу откровенно, было лучшее, что я видел за долгое время моего постоянного отслеживания сетевых арт-вещаний. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал? ...
Читайте также