«Мёртвое» царство

Почему летом культурная жизнь замирает только в России

 
Лето — долгожданная пора громких премьер, масштабных фестивалей, перформансов, уличных шествий — в большинстве стран, но только не в России с ее шестью сотнями театров и уникальным сценическим наследием от Щепкина до Богомолова. По многолетней традиции летом в России наступает «мертвый сезон». «Театрал» спросил у экспертов, есть ли в нем смысл.
Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной:

— В любом репертуарном театре, как некоем бюджетном учреждении культуры, существует конституционный отпуск, который составляет 28 календарных дней. Естественно, выгоднее всего давать его творческой части и работникам цехов в так называемый «мертвый сезон» — летом, потому что именно на летний период приходится сокращение посещаемости. Строго говоря, люди начинают реже ходить в театр уже с первой половины мая, особенно если погода стоит хорошая. И это испытывают на себе все театры. Более того, некоторые брендовые театры, которые находятся в первой пятерке по заполняемости зала, в летний период иногда не играют спектакли по пятницам, хотя зимой это самый посещаемый день. Это связано с тем, что москвичи в конце недели уезжают на дачу. Так что летом театр конкурирует с дачными участками… Это не относится, пожалуй, только к шлягерным спектаклям, билеты на которые традиционно продаются хорошо. Но не все спектакли являются таковыми. Вот и получается, что, во-первых, артисту, как и любому работнику, надо когда-то отдыхать, а во-вторых, именно летом падает посещаемость. Поэтому июнь, июль и август — это месяцы, когда театр уходит в отпуск.

Что касается Театра на Малой Бронной, так сложилось, что мы начинаем работать уже в августе. Впервые этот эксперимент был проведен в театре еще до моего прихода и экономически он себя полностью оправдал. Посещаемость в это время высокая, так как в городе много туристов, которые с интересом ходят в театр. Работать в августе было проблематично лишь однажды — в 2010 году. В тот год под Москвой горели леса, и это была катастрофа для всех. Но, надо сказать, даже тогда наш зал был заполнен на две трети. Люди сидели в дыму, с которым не справлялся кондиционер. Будем надеяться, такие непреодолимые катастрофические обстоятельства больше не повторятся. Этим летом мы планируем не только играть, но и выпустить две премьеры на Малой сцене — это «Разговоры после прощания» и «Подлинная история Фрекен Бок».

Софья Апфельбаум, директор РАМТа:

— Каждый театр смотрит по себе: закрываться ему на лето или работать? У нас, например, в июне играются спектакли, а в июле и августе — даются ставшие традиционными «Балетные сезоны», поскольку театр приспособлен для показа балетов и опер (он и строился до революции как оперно-балетный), к тому же, выгодно расположен в центре города. В летние месяцы наш зал арендуют, что для нас достаточно выгодно. То есть пока труппа отдыхает, театр сдается в аренду.

Публика летом разная. Есть и москвичи, которые остались в городе, и туристы. В июле людей, конечно, меньше, но в августе собирается полный зал. Так что летом люди тоже ходят в театр.

Вообще, «пассивный сезон», конечно, нужен в том смысле, что в это время удобней привести в порядок хозяйство, проверить техническое оснащение и сделать ремонт. В театре обязательно должна проводиться профилактика. Нам, например, это проделать сложнее, поскольку как такового «пассивного сезона» в РАМТе нет.

Иосиф Райхельгауз, худрук «Шко­лы современной пьесы»:

— Я абсолютно убежден, что в любое время года публика приблизительно одинаково ходит в театр. Разговоры о том, что в сезон отпусков заполнить зал невозможно, ведут неуклюжие администраторы, которые не хотят или не могут продавать билеты. То?Рождественская неделя, то Пасхальная, то Первомай, то летние отпуска, то зимние отгулы… В любое время года найдется оправдание низкой посещаемости театра. Конечно, летом наблюдается отток московских зрителей. Но летом происходит и огромный приток туристов. Так что, при грамотном администрировании всегда можно найти выход.

Другое дело, что у самих людей театра, как и у любых других, есть понятие летнего отпуска. А театры, к тому же, меряют свою жизнь сезонами. И сезон заканчивается в июне. У артиста срабатывает психологический рефлекс: я отыграл сезон, я имею право на отдых. Поэтому все-таки психологически правильно давать коллективу отпуск летом. Есть театры, которые экспериментируют, например, уходят в отпуск в сентябре и открываются в октябре. Но они это делают потому, что для них предпочтительней отдыхать в сентябре, а не из каких-то финансовых соображений.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также