Чур нас от защитников морали

 

Профессия художника в России становится опасной. Это в старые добрые времена у нас говорили, что художника может обидеть каждый. Но только сегодня мы стали понимать, что те времена, наверное, действительно были добрыми, потому что обидеть – это еще не означало оскорбить, посадить или уничтожить. Хотя и тогда бывало всякое.

Но теперь на обиды уже не размениваются. Какие времена – такие нравы. А времена нынче жесткие. И на кинохудожника Алексея Учителя, с одной стороны, пытаются натравить прокуроров, а с другой – экстремистов, угрожая разгромами и поджогами кинотеатров, которые решатся показать фильм «Матильда».
Фильм на экраны еще не вышел, работа над ним еще не завершена, и оценивать его сейчас как минимум глупо. Но это не смущает странную гражданку Поклонскую, развернувшую настоящую информационно-бюрократическую войну и против незавершенного фильма, и против режиссера Учителя.

Если бы эта дама была просто странной гражданкой – оно и ладно, мало ли в нашем Отечестве странных дам с большими глазами и мелким вкусом. Но эта дама каким-то чудом и, возможно, не только за большие глаза обрела генеральские погоны прокурора... Теперь же ее украсили еще и мандатом депутата. В результате  любой чих симпатичной блондинки превращается в государственный окрик. Или в законодательную инициативу. Фыркнула недовольно в адрес режиссера, которого не знает, или по поводу фильма, который не видела, – и все инстанции вынуждены реагировать. Она ведь в своих обращениях пишет не о собственных проблемах со знаниями истории или со вкусом, о котором, как известно, лучше не спорить. Она пишет о морали и нравственности, ради которых, судя по всему, готова рвать тельняшку на груди. Если бы рвала тельняшку на себе – готов понять и в каком-то смысле даже поддержать. Но зачем рвать тельняшку Учителю? Зачем натравливать на него прокуроров и вынуждать его просить защиты у них же? Ради странной морали и мелких вкусов высокопоставленных дам? Чур меня от такой морали.

Учитель с его «Матильдой» не одинок. До него блюстители странной морали и сомнительных традиционных устоев набрасывались на оперу «Тангейзер», на рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», на спектакль «Идеальный муж», на «Евгения Онегина»... Кому-то удалось отбиться, кто-то устоял или мудро отмолчался, а кого-то и удушили. Во имя чьей-то сомнительной морали.

Теперь опять накинулись на Райкина. Выдернули фразу из его спектакля, которому уже лет пятнадцать, исказили без контекста ее смысл и стали из всевозможных информационных брандспойтов мочить художника. За то, что он позволил себе осуждать наше некрофильское государство (хотя он говорил немного о другом)...

И Райкин опять вынужден оправдываться, несмотря на то, что он в том самом монологе абсолютно прав. Наше государство уже не одну сотню лет по-некрофильски любит своих мертвых граждан больше, чем живых... Об этом и Пушкин писал, и Бродский, и Высоцкий.., к которым при жизни государство относилось значительно хуже, чем после. Но наши блюстители нравов рвут тельняшки за такое государство. За такие нравы. За то, чтобы душилось все живое...

«Странные» блюстители странной морали, конечно же, имеют право на свою точку зрения и на свои личные вкусы. Но – на свои. А когда они эти вкусы начинают навязывать всем остальным, когда ради своей морали готовы травить, мочить, громить и поджигать все то, что выходит за шоры их так называемой нравственности, – то чур нас всех от такой нравственности. И от такой морали. Чур!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Тренировки на кошках эпохи ковида

    От Москвы до самых до окраин, как пелось в известной песне, теперь ковид проходит как хозяин необъятной Родины моей. Он все активнее влияет на наши планы, возможности, условия жизни и, что особенно печально, даже на сроки биографии. ...
  • Сентябрьский номер журнала «Театрал» вышел в свет

    После долгого перерыва, вызванного общей ситуацией, связанной с пандемией, печатная версия журнала «Театрал» возвращается к читателям. О том, как все эти месяцы, оставшись без малейшей поддержки, выживал и трудился коллектив журнала, рассказывает в своей традиционной колонке главный редактор «Театрала» Валерий Яков. ...
  • «Я был заложником Басаева. Добровольно»

    20 июня поздним вечером ровно 25 лет назад 139 заложников Басаева были отпущены террористами на свободу. Мы были последними из почти двух тысяч человек, освобождённых ранее. Но у ста тридцати девяти были все шансы пополнить список убитых. ...
  • Весь мир – театр. Наш...

    Первый весенний месяц в театральном мире пользуется особой любовью. Принято считать, что все прогрессивное человечество именно в этом месяце широко отмечает международный праздник – День театра. Правда, основная часть человечества об этом и не догадывается, но это уже ее проблемы. ...
Читайте также