Союз театральных деятелей начинает необычный проект. Его цель заключается в том, чтобы поддержать русские театры, расположенные в СНГ, государствах Балтии и Грузии.
Как сообщает пресс-служба, «программа подразумевает проведение мастер-классов и тренингов на базе русских театров за рубежом с привлечением педагогов из ведущих театральных вузов Российской Федерации».
Подробности рассказал «Театралу» зампредседателя СТД Дмитрий Мозговой.
– Речь идет прежде всего о профессиональных тренингах, которые будут проводиться на базе принимающего театра за территорией Российской Федерации.
Схема здесь проста. Сейчас (до 1 марта включительно) мы собираем заявки от зарубежных театров. Далее сформируем своего рода карту, обозначив, где и какие потребности есть. Скажем, в одном театре ждут специалистов по сценречи, в другом – по движению и пластике, в третьем – по актерскому мастерству и так далее.
Следом СТД направит туда педагогов, оплатит им гонорар и дорогу (расходы на проживание театр берет на себя). Это первая программа. Ее бюджет сейчас уточняется, поэтому про масштаб говорить пока не берусь.
– Есть ведь еще и вторая программа?
– Да. Мы запускаем их одновременно. Суть второй программы заключается в том, что СТД командирует за рубеж режиссеров. В прошлом году мы уже опробовали этот вариант, теперь запускаем его в полноценном виде. Здесь тоже схема не замысловата: несколько молодых режиссеров за счет СТД едут в один из русских зарубежных театров, Союз оплачивает им дорогу и частично гонорар, остальные расходы берет на себя принимающая сторона.
Благодаря такой командировке неделю назад состоялась премьера спектакля «Созвездие» в театре «Артишок» в Казахстане. Это независимый театр, который играет спектакли на русском языке. Ставил спектакль режиссер из Петербурга Борис Павлович. И, судя по откликам, сотрудничество получилось плодотворным. Сейчас мы просим у них видео, чтобы дальше, возможно, включить постановку в какой-либо из фестивалей.
– И все же, какова цель таких лабораторий?
– Любой театр нуждается в творческой подпитке, а театр, расположенный вдали от России и вовсе ощущает кризис – руководители часто жалуются на то, что днем с огнем не могут найти режиссеров, готовых поставить спектакли на русском языке. Как минимум, мешает языковой барьер: все же у национального театра и у русского театра, расположенного в той или иной республике, стилистика разная.
– Кстати, порой приходится слышать и другое: мол, не надо нам командировочных режиссеров, мы справимся своими силами.
– Да, приходится и такое слышать. Но все же, поверьте, любой художественный руководитель будет рад плодотворному сотрудничеству. Просто иногда заявляют так, опасаясь рисков.
СТД оплачивает режиссеру проезд, выдает ему гонорар. На оформление эскиза деньги не требуются, т.к. декорации и костюмы, как правило, берутся из подбора. И если все складывается благополучно, то на следующий сезон режиссер снова командируется в тот театр и ставит уже полноценный спектакль (это может быть как усовершенствованный, доработанный лабораторный эскиз, так и совершенно новая постановка). Таким образом получается что-то вроде визуализированной заявки. И при этом она не слишком затратная.
Заявки принимаются до 1 марта. На сайте СТД подробнее описаны условия. Про масштаб и всеохватность сказать пока ничего не могу – сейчас центральный аппарат СТД должен определиться с финансированием и станет ясно, в одной ли республике это будет проводиться или в пяти. Но мы очень надеемся на отклик. Главное сделать первые шаги.
Как сообщает пресс-служба, «программа подразумевает проведение мастер-классов и тренингов на базе русских театров за рубежом с привлечением педагогов из ведущих театральных вузов Российской Федерации».

– Речь идет прежде всего о профессиональных тренингах, которые будут проводиться на базе принимающего театра за территорией Российской Федерации.
Схема здесь проста. Сейчас (до 1 марта включительно) мы собираем заявки от зарубежных театров. Далее сформируем своего рода карту, обозначив, где и какие потребности есть. Скажем, в одном театре ждут специалистов по сценречи, в другом – по движению и пластике, в третьем – по актерскому мастерству и так далее.
Следом СТД направит туда педагогов, оплатит им гонорар и дорогу (расходы на проживание театр берет на себя). Это первая программа. Ее бюджет сейчас уточняется, поэтому про масштаб говорить пока не берусь.
– Есть ведь еще и вторая программа?
– Да. Мы запускаем их одновременно. Суть второй программы заключается в том, что СТД командирует за рубеж режиссеров. В прошлом году мы уже опробовали этот вариант, теперь запускаем его в полноценном виде. Здесь тоже схема не замысловата: несколько молодых режиссеров за счет СТД едут в один из русских зарубежных театров, Союз оплачивает им дорогу и частично гонорар, остальные расходы берет на себя принимающая сторона.
Благодаря такой командировке неделю назад состоялась премьера спектакля «Созвездие» в театре «Артишок» в Казахстане. Это независимый театр, который играет спектакли на русском языке. Ставил спектакль режиссер из Петербурга Борис Павлович. И, судя по откликам, сотрудничество получилось плодотворным. Сейчас мы просим у них видео, чтобы дальше, возможно, включить постановку в какой-либо из фестивалей.
– И все же, какова цель таких лабораторий?
– Любой театр нуждается в творческой подпитке, а театр, расположенный вдали от России и вовсе ощущает кризис – руководители часто жалуются на то, что днем с огнем не могут найти режиссеров, готовых поставить спектакли на русском языке. Как минимум, мешает языковой барьер: все же у национального театра и у русского театра, расположенного в той или иной республике, стилистика разная.
– Кстати, порой приходится слышать и другое: мол, не надо нам командировочных режиссеров, мы справимся своими силами.
– Да, приходится и такое слышать. Но все же, поверьте, любой художественный руководитель будет рад плодотворному сотрудничеству. Просто иногда заявляют так, опасаясь рисков.
Короче говоря, мы решили провести эксперимент. В рамках объявленной программы режиссеры будут приезжать в тот или иной театр и проводить там творческие лаборатории – в короткий срок ставить эскиз спектакля (его тема, формат обсуждается заранее: это может быть, например, классика или новая драма). А дальше, по результатам работы, коллективу придется решить, успешно ли складывается такое сотрудничество.
СТД оплачивает режиссеру проезд, выдает ему гонорар. На оформление эскиза деньги не требуются, т.к. декорации и костюмы, как правило, берутся из подбора. И если все складывается благополучно, то на следующий сезон режиссер снова командируется в тот театр и ставит уже полноценный спектакль (это может быть как усовершенствованный, доработанный лабораторный эскиз, так и совершенно новая постановка). Таким образом получается что-то вроде визуализированной заявки. И при этом она не слишком затратная.
Заявки принимаются до 1 марта. На сайте СТД подробнее описаны условия. Про масштаб и всеохватность сказать пока ничего не могу – сейчас центральный аппарат СТД должен определиться с финансированием и станет ясно, в одной ли республике это будет проводиться или в пяти. Но мы очень надеемся на отклик. Главное сделать первые шаги.