Счастье мое

«Старший сын» в театре п/р Табакова, режиссер Константин Богомолов

 

Подвал театра табакова, кажется, специально создан для уютных советских пьес. Тесный подпольный зал словно отражает выстроенные на крохотной сцене декорации советских пятиэтажек и коммуналок, поэтому знакомое чмоканье раннего леонида ильича из перекошенного на стене радиоприемника и женский тапочек, летящий в ползущего по трубе таракана, так ласкают наши слух и зрение. нас «настроили», нам дали камертон. и мы со сладким предвкушением вошли в сырой заплеванный подъезд и прижались попами к горячей батарее. Хорошо!
Плохо сыграть и плохо поставить Вампилова, наверное, невозможно – он слишком совершенен, но зато в нем можно заблудиться, можно ошибиться в пути. «Старший сын» московского театрального интеллектуала Константина Богомолова подкупает тщательно воссозданной атмосферой начала 60-х и на редкость удачным кастингом, в распределении ролей режиссер не допустил ни одной ошибки, хотя и рисковал.

В одном из ранних вариантов пьесы Вампилов дал своим персонажам краткую, но весьма исчерпывающую характеристику: «Николай Забродин – студент на каникулах, физик, босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Сарафанов – настройщик, добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Грета Комаровская – женщина, которая ждет случая. И т.д.» Понятно, что это – прообразы нынешених героев, но уже тогда Вампилов точно знал характер и судьбу каждого.

Бусыгин Юрия Чурсина – мрачен, немногословен и озлоблен, да. В его облике есть что-то «незнамовское» – того гляди, вытащит из-за ворота медальон на веревке и крикнет: «Так выпьем за матерей, что бросают своих детей!..» Но отогреют Бусыгина-Незнамова водкой и слезами – и вот он уже и пол метет, и картошку чистит под мурлыканье песен советских композиторов.

Макарская (Светлана Колпакова) – женщина вечного ожидания, ее первое появление вызывает в зрительном зале некоторое смятение, поскольку дамочка-то сильно навеселе и с трудом попадает ключом в замочную скважину. Ее общение с Васенькой (Андрей Фомин, сочетание нежного инфантилизма с бравурным цинизмом) – это целая гамма чувств от жалости («кирюшечка») до раздражения («щенок бесхвостый»).

Сильва (Евгений Миллер) вполне составляет конкуренцию главному герою, не прячется за образ «друга», а иногда и вовсе рулит ситуацией и сам выбирает себе стиль поведения. Образ помоечного кота-соблазнителя Миллер создает искрометно, и даже отсутствие необходимого количества текста ему не мешает – его безмолвные монологи красноречивее слов, так что кусок своего «одеяла» артист «второго плана» держит мертвой хваткой. Попробуй, отними!..

Центром спектакля, как и самой пьесы, конечно, остается Андрей Григорьевич Сарафанов, который в различных вариациях пьесы прошел у Вампилова путь от генерала в отставке до настройщика и, наконец, музыканта, что играет на похоронах и танцах, скрывает от домашних свое увольнение из филармонии, когда-то оставленный женой тянет на себе двоих детей, по вечерам в одиночестве тайком попивает водочку и десятилетиями сочиняет симфонию для кларнета, не продвинувшись дальше первой страницы. Сергей Сосновский, приглашенный на эту роль из МХТ (куда он, в свою очередь, был приглашен из Саратовского театра), безусловное открытие спектакля. Актер пользуется очень простыми и предельно насыщенными красками – его герой простодушен, доверчив, иногда пугающе незащищен в приступах откровения. Он по-детски раним и обидчив, плача – не прячет слез, но отнюдь не страдает излишней сентиментальностью, он действительно «всех понял и всех простил».

Вот уже какой спектакль режиссер Константин Богомолов демонстрирует завидные профессиональные качества: ему есть, что сказать, и он умеет работать с артистами. Проверенная временем литература (Булгаков, Шекспир, Тургенев или Вампилов) не является в его руках инструментом для самовыражения, с авторами он ведет себя почтительно, но по-московски изящно, с легкой долей фамильярности и тонкой иронией, позволительной только близким.

Но поразительно – именно в этом «Старшем сыне» так отчетливо звучит тема войны. Двадцать один год назад капитан артиллерийских войск Сарафанов встретил портниху Галину Александровну. 1945-й – год рождения Владимира Бусыгина. Первое послевоенное поколение. Поколение, воспитанное женщинами и семейными легендами. Поколение без отцов. Поколение неполных, искореженных войной семей, разрушенных домов, разлученных близких, погребенных родословных. Поэтому так сильна пронзительная тяга к общему дому, к абажуру над столом, к большой шумной семье. А прошлое можно создать заново, просто пририсовать счастье в семейных альбомах.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также