Александринка отмечает столетие «Маскарада»

 

В четверг, 9 марта, в Санкт-Петербурге начинаются торжества, посвященные юбилею легендарного спектакля «Маскарад», над которым режиссер Всеволод Мейерхольд и художник Александр Головин работали на протяжении шести лет. Постановка вышла в роковой 1917 год и стала во многом знаковой, определяющей раздел между эпохами.

В финале «Маскарада» звучали трагические аккорды и опускался траурный занавес, в котором театроведы видят пророческий знак Мейерхольда: опустился занавес императорской России. Во время Гражданской войны и в первые годы советской власти яркий, роскошно оформленный «Маскарад», казалось, не найдет отклика у зрительного зала – покажется ностальгическим отзвуком царских времен. Однако постановка оказалась необычайно живуча и шла на протяжении нескольких исторических эпох. Вспомнить хотя бы тот факт, что по просьбе дирекции Александринского театра «Маскарад» дважды возобновлялся Мейерхольдом. Но и когда выдающийся режиссер был репрессирован, жизнь его спектакля продолжалась (правда, в афишах в 1939 году имя постановщика заменили фразой: «Сценическая редакция орденоносца Юрьева»).

Юрий Михайлович Юрьев – ведущий актер Александринской сцены, тяготевший к трагическим ролям. В 1918 году, желая возродить античную трагедию, Юрьев на собственные средства создал в Петрограде «Театр Трагедии» и в том же году принял участие в создании Большого драматического театра. Созидатель, строитель по своему характеру, актер стал хранителем и мейерхольдовских традиций в Александринке. Благодаря его стараниям спектакль шел вплоть до начала Великой Отечественной войны. И, возможно, пережил бы еще множество представлений, если бы 2 июля 1941 года в декорационный сарай не попала зажигательная бомба.

Долгое время считалось, что все оформление спектакля бесследно утрачено (вероятно, в этом был повод не восстанавливать спектакль опального режиссера, сцены из «Маскарада» играли лишь иногда в концертном варианте), однако много позже во время реконструкции театра выяснилось, что значительная часть головинских костюмов была упакована и бережно спрятана глубоко под сценой. Обнаружились и многие декорации, и бутафория, и оркестровая партитура с пометками композитора, режиссера и дирижеров, и планировки мизансцен, и прочие архивные документы. Все это дало возможность нынешнему художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокина на основе исторических материалов сделать своего рода реконструкцию легендарного спектакля. Постановка «Маскарад. Воспоминание будущего» вышла в сентябре 2014 года.

«В шедевр Росси легко влюбиться, примерно, как Арбенин влюбляется в свою Нину: взглянул и... пропал, – писала о фокинской премьере в «Театрале» критик Ольга Егошина. – И уже необходимо соответствовать, ты уже не сам по себе. Выстраивая сценическую картинку, ты должен вписать ее в этот зал, в эти боковые зеркала, в эти светильники. Недаром же театрального художника Головина времен Александринки называли Головиным Великолепным. Когда над сценой «Воспоминания будущего» висят красочные арки его занавесей, а на авансцену шествуют из глубины маскарадные маски (и то, и другое воссоздано по эскизам художника и по сохранившимся образцам), вам в зале начинает казаться, что даже театральный воздух дрожит от аплодисментов. А звуки вальса Глинки на последнем балу Нины – всего лишь звуковая материализация мелодии линий и красок.

Завораживает – наверное, самое точное определение воздействия этого спектакля. Завораживает сценическое пространство, выстроенное Семеном Пастухом. Художнику удалось объединить цитаты из сценографии Головина со светящимся полом, ощущением леса театральных механизмов, роскошь старого императорского театра и возможности новой Александринки. Композитор Александр Бакши сумел в акустическом пространстве «Воспоминания будущего» объединить музыку Глазунова и Глинки из мейерхольдовской постановки и шепоты, шорохи, завывания не то загробных голосов, не то радиопомех при сеансе вызова духов».

По случаю юбилея спектакля 9 марта состоится торжественная церемония открытия памятника главному художнику дирекции Императорских театров, автору художественного оформления спектакля «Маскарад» 1917 года Александру Головину (1863-1930) на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Затем на Новой сцене Александринского театра писатель, журналист Михаил Зыгарь представит исторический контекст премьеры «Маскарада» Вс. Мейерхольда в программе «Последние новости Российской империи. 25 февраля (9 марта) 1917». А в 19 часов на Основной сцене театра будет показан спектакль.

Читайте также:
Ольга Егошина. Возвращение в будущее

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Худруки московских театров – к 60-летию Юрия Бутусова

    Спектакли Бутусова вызывают потрясение у зрителей и зависть у коллег. Артисты же, попавшие в число своих, подтвердят: он дает почувствовать себя свободным. «С ним никогда не знаешь, что будет завтра, всё может поменяться в одну секунду, и это прекрасно». ...
  • «Не может быть спасения обманом»

    «Сатирикон» показал первую премьеру сезона – «Это все она» в постановке Елены Бутенко-Райкиной. Спектакль по пьесе Андрея Иванова – это дипломная работа выпускников Высшей школы сценических искусств, которая «перебралась» в репертуар. ...
  • Нияз Игламов: «В некоторых городах театр – главное градообразующее предприятие»

    Председатель жюри Международного фестиваля камерных театральных форм «Островский FEST» – о самом проблемном для театров регионе, Центральном федеральном округе, об умении говорить с местными властями и о главных критериях оценки фестивалей. ...
  • «Во всём виновата цивилизация»

    В «Школе драматического искусства» Игорь Яцко и Мария Зайкова поставили спектакль «Сага века: битва за любовь» по одноимённому пуантилистскому роману шведской феминистки Эббы Витт-Браттстрём. Артисты играют мужа и жену, которые вместе 30 лет и за это время до смерти надоели друг другу. ...
Читайте также