Игра в страданку

 

В преддверии Международного Дня театра «Театрал» задал мэтрам отечественной сцены вопрос: почему в мастерстве «играть страданку» (фраза Петра Фоменко) наш психологический театр превзошел многие театры мира? 
 
Ирина МУРАВЬЕВА, народная артистка России:

– Дело в том, что у нас христианская страна. Вот и всё. Это в русском человеке даже не то что в крови, а в сознании его и помыслах. Всё идет от нашей веры: живи уважением к прошлому, а в остальном – неси свой крест и веруй. В этом и ключ к понимаю отечественного театра. И вот почему шоумания по духу своему чужда нашему менталитету.
 
Светлана НЕМОЛЯЕВА, народная артистка России:

– Вопрос непростой. Его нужно философски настроенным людям задавать. Скажу одно: это огромное достижение и счастье творить в системе русского психологического театра. Его основоположники Щепкин, Станиславский, Таиров, Мейерхольд, Вахтангов – по-разному воспринимали театр, но все их идеи варились, скажем так, в одном котле.

Думаю, мы достигли высот в «игре в страданку» еще и потому, что психологический театр исходит из самой природы русского человека. У нас есть склонность поговорить, поразмыслить о жизни, пофилософствовать. Разобраться в ситуации, понять причинно-следственную связь, вникнуть в саму суть вещей.


Заметьте, даже литература у нас исследовательская. В советском соцреализме была такая фраза: «Писатель – инженер человеческих душ». Театр – его исследователь. Так что, ответ у меня только один: наш театр связан с ментальным кодом русского человека.
 
 
Юрий СОЛОМИН, художественный руководитель Малого театра:

– Психологизм у нас в крови. Пушкин, Островский, Гоголь, Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов… И сколько еще блестящих имен можно назвать в том же ряду. «Анну Каренину» у нас только в этом году дважды экранизируют. А сколько раз снимали роман Толстого на Западе! Значит, интересен к нему по-прежнему велик? Точно так же и с Чеховым. Почему он любим во всем мире? Потому что эти писатели умели выстраивать живые взаимоотношения между своими персонажами.

Когда мы еще в театральном институте репетировали «Чайку», то у нас никак не получалась сцена с Заречной и Треплевым. И педагог сказала: «Мало произнести слова, нужно вложить душу и сердце». – «Как же сердце?» – удивился я. – «Я тебя понимаю, но объяснять не буду – со временем сам поймешь». И вот лишь с годами я по-настоящему понял, прочувствовал, что она имела в виду. Вы должны оставлять на сцене свое сердце, этому нас учит русская школа психологической игры. Если это получается, значит вы поняли глубокий смысл. И тогда зритель – ваш: он смеется и плачет, и даже ждет у служебного входа, чтобы сказать: «Вы мне сегодня душу перевернули!»

В 1966 году Игорь Ильинский поставил «Ревизора» в Малом театре. Я играл Хлестакова. Помните фразу Городничего: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь». Я сказал своему коллеге: «Ты в этой сцене не кричи, пожалуйста. Никого не обличай. Произнеси ее словно от себя – как глубоко личное переживание». И когда он в очередной раз стал проходить на репетициях этот фрагмент, у него покатились слезы. Все аплодировали ему. Это и есть самый театр переживания, который завоевал весь мир. 

Сегодняшняя современность, я имею ввиду режиссуру и подготовку актеров, увы, разрушает основы театра. Великая школа уходит. И виноваты в этом не только театральные вузы – сейчас мы наблюдаем недостаток общей культуры. Вот тот же ЕГЭ разрушил систему интеллектуального развития наших детей. И, что самое страшное, уходит та самая сердечность – чувственное восприятие, о котором я говорил. Ведь все начинается с наших детских впечатлений – с умения удивляться, любить, сострадать… Когда я набирал первый курс, на экзамен пришла девушка – стройная, красивая. Спела что-то на английском. Говорю, мол, а по-русски что-нибудь можно? Задумалась. Говорю: «Ну, ладно, что читать будешь?» – «Чехова. Монолог Нины». – «А ты читала пьесу?» – «Нет, а зачем?! Я монолог из интернета выучила». Вот такие дела.

В восьмидесятых у меня стажировалась группа из США. Я зашел в мастерскую, они все сидят на сцене на полу. «Ребят, у нас, когда входит педагог, все должны встать», – заметил я тогда. У них это видимо было неприятно. Но мне было приятно, когда при следующей нашей встрече они встали и заулыбались. Значит, оценили, как это важно.


Мы проходили русскую театральную школу только на Чехове. Вы бы знали, как многие потом благодарили за то, что у них появилась возможность понять всю глубину и красоту Чехова, понять таинственную русскую душу. Мне неудобно об этом говорить, но когда мы прощались – они рыдали. Рыдали, прощаясь с Антоном Павловичем Чеховым и русским театром.


Всемирный день театра
Отмечается 27 марта. Установлен в 1961 г. по инициативе IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО. «День театра» – профессиональный праздник деятелей сцены: от билетеров и гримеров до артистов. По традиции в этот день во многих театрах проходят акции и экскурсии по закулисью.
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Опера – всем»

    Откроется международный музыкальный фестиваль, декорациям которого традиционно станут архитектурные ансамбли Петербурга, на Соборной площади Петропавловской крепости. 8 августа здесь прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл». ...
  • Юрий Бутусов нашел ключ к современной драматургии

    Первой премьерой сезона в РАМТе станет «Сын» в постановке Юрия Бутусова. 11 сентября он представит свое прочтение пьесы Флориана Зеллера. «Самый яркий молодой драматург нашего времени», по мнению The Guardian, «один из самых горячих литературных талантов Франции», по мнению The Independent, обладатель премии «Мольер», Зеллер впервые сочинил настоящую трагедию. ...
  • Алексей Гуськов сыграет главную роль в «Седьмой симфонии»

    В Санкт-Петербурге стартовали съемки 8-серийного художественного фильма «Седьмая симфония» о том, как случилось практически невозможное – 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии, и по радио впервые прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича. ...
  • Мариинский театр покажет три масштабных премьеры

    До конца 2020 года Мариинский театр предполагает представить три премьерных спектакля, и это будут немаленькие постановки. Об этом художественный руководитель и директор Мариинки Валерий Гергиев заявил в онлайн-эфире первого международного дискуссионного форума #ArtSpace. ...
Читайте также