«Теперь есть два Малых театра. Один на Земле, другой – в космосе»

 

Реконструкцию своего исторического здания Малый театр завершил осенью прошлого года, но с официальным открытием не торопился. Требовался срок, чтобы вернуть спектакли в это пространство, приноровиться к новым техническим возможностям сцены.
 
И вот, наконец, в преддверии Международного дня театра здесь распахнулись двери, и Малый театр устроил гала-концерт, который назывался «Открытие».
 
Никаких разрезаний ленточек, чтений поздравительных телеграмм и выступлений официальных лиц. Полуторачасовое действие, целиком сотканное из фрагментов спектаклей (некоторые из них уже не идут в репертуаре), отражало исторический путь старейшего театра страны. Вспомнили всех ключевых персон – Щепкина, Гоголя, Островского, Чехова, Горького; показали видеозаписи легендарных спектаклей с участием Игоря Ильинского, Бориса Бабочкина, Варвары Рыжовой и Элины Быстрицкой; сыграли отрывки из спектаклей «Горе от ума», «Ревизор», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда – хорошо…», «Свадьба Кречинского», «Пир победителей», «Царь Федор Иоаннович» и других.
 
А открывался вечер исторической сценкой: императрица Екатерина II (в исполнении Людмилы Поляковой) повелевает основать русский театр. Спрашивает у подчиненных, какие театры есть «на Москве». Ей называют итальянскую оперу, немецкую труппу.
– А что есть из русского? Русский театр есть? – интересуется императрица.
 
– Русского театра нет.
 
И она тут же диктует указ:
 
– Повелели ныне учредить русский для представления комедий и трагедий театр и для коего набрать актеров и актрис в надлежащее число. Дирекция оного театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову. Сей указ от 30 августа 1756 года для русской национальной культуры равен указу об учреждении Московского государственного университета. Отныне русский театр становится государственным, профессиональным и постоянным.
 
Екатерину II не сцене сменили крепостные артисты, которых для работы в Малом театре выкупают императорские приспешники. А следом здесь появились Грибоедов и Щепкин.
– Я бывший крепостной графа Волькенштейна Михайло Семенович Щепкин, – сказал артист Виктор Низовой. – В 1822 году я получил вольную и пришел служить в Малый театр.
 
Александр Сергеевич Грибоедов продолжил:
– Премьера моей пьесы «Горе от ума» в Малом театре состоялась 27 ноября 1831 года. Роль Фамусова играл Михаил Щепкин. Получается, что «Горе от ума» идет в Малом театре почти 200 лет…
 
На заднике сцены пошла кинохроника с легендарными советскими артистами и прежде всего Михаилом Царевым в роли Фамусова. И так, шаг за шагом, перелистывая историю собственного коллектива, дошли до Великой Отечественной войны.
 
Сегодня, с высоты XXI века, 256-летний путь Малого театра кажется сотканным сплошь из хрестоматийных эпизодов. Хотя жизнь театра знала разные ручейки и пригорки. Не даром в одном старинном водевиле говорится про благовоспитанную публику, аристократов, которые избегают русских представлений:
 
В русский театр они ни ногой.
Там пьесы идут для потехи,
По креслам сидят всё купцы с бородой,
И в ложах щелкают орехи.
Конечно, были пьесы и для потехи. Но все же нельзя забывать, что произведения, которые теперь составляют классику русской литературы («Горе от ума», «Ревизор», «Маскарад», «Нахлебник», «Гроза», «Свадьба Кречинского» и другие) – входили в текущий репертуар Малого театра, часто именно в нем ставились впервые.
 
Историк театра Юрий Дмитриев писал: «Оказавшись на протяжении долгих лет единственным драматическим театром в Москве, Малый театр должен был ориентироваться на широкую аудиторию. На его сцене шли трагедии, драмы, мелодрамы, комедии, водевили, оперетты, что определяло творческий диапазон актеров. Но если говорить о главных направлениях театра, то это романтическая устремленность и бытовая правда».
 
С такой «романтической устремленностью» попытались представить историю Малого театра и участники вечера. А поздравление «со стороны» прозвучало только лишь один раз. В какой-то момент вместо ретро-записей спектаклей на заднике сцены появился космический корабль и бортинженеры Андрей Борисенко, Сергей Рыжиков и Олег Новицкий передали вселенскую новость: одной из планет космической системы присвоено имя Малого театра. Так что теперь, заключили они, «есть два Малых театра: один на Земле, другой – в космосе».
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также