Метафорический лес Огарева: на стыке фантазии и реальности

 

Театр «Школа драматического искусства» представил премьеру по пьесе Островского в постанове режиссера Александра Огарева. Спектакль «Лес. Диалоги по дороге» вновь напоминает зрителю о несовершенстве человеческих отношений, эгоизме и болезненной любви. Режиссер сталкивает два мира: людей, живущих своими примитивными ценностями, и актеров, для которых такая жизнь – петля. Правда, о серьезном Огарев говорит иронично и по-театральному легко. Да и сам Островский написал «Лес», как комедию.

Определить однозначно жанр спектакля невозможно: тут и психологическая драма в сценах объяснения любви, и искрометная комедия, и абсурдизм, доведенный до гротеска. Впрочем, ключ к пониманию спектакля скорее всего лежит в самой специфике театра. Александр Огарев, следуя заветам основателя «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева, создал светлый игровой спектакль.  Он уже не раз обращался творчеству драматурга Островского.

Притчевый «Лес. Диалоги по дороге» в очередной раз показал, что режиссер испытывает особый пиетет к автору и умеет с ним работать.  «Лес» – это история про двух артистов – трагика Несчастливцева (Илья Козин) и комика Счастливцева (Олег Охотниченко), которые находятся в творческом кризисе и решают погостить у богатой тетки одного из героев – Гурмыжской (Александра Мерецкая). И здесь создатель спектакля вступает на свою территорию искусства, остроумно вплетая в пьесу личный театральный опыт.

Спектакль отдан на отпевание актерам, и, кстати, полон ярких индивидуальных работ, но рука режиссера видна в каждой сцене. Часто Огарев прибегает к иллюстрации диалогов, тем самым усиливая эффект и без того хорошей игры. К примеру, когда Несчастливцев, встретив своего коллегу на пыльной дороге, вдруг вспоминает, как однажды после спектакля его похвалил «сам», то на экране появляется проекция Станиславского. Великий реформатор русского театра снисходительно кладет руку на плечо артисту, как бы благословляя его. Эффект достигается молниеносно – в зале хохот. Такая же реакция возникает и на монологе Счастливцева, который однажды отказался от искусства ради того, чтобы жить под крылышком у богатых родственников. Спишь себе, ешь, пьешь, а однажды возьми да и закрадись она, мысль… За спиной артиста вдруг появляется петля и ты понимаешь, что такая жизнь для творческого человека хуже смерти.

Команда постановщиков обезличивает персонажей Островского, отдавая предпочтение классическим черно-белым цветам, как в одежде героев, так и в оформлении сцены. Это еще больше подчеркивает универсальность отношений и проблематики, поднятой Островским. Хотя порой возьмет да и промелькнет в какой-нибудь сцене современная рубашка или костюм. К примеру, когда Петр требует с ружьем в руках от своего отца позволения жениться без приданного на Аксюше.

Сценограф Александр Мохов заменил лес на белую траву, которая дает ширину полета фантазии как режиссеру, так и самим артистам. Цветовая гамма, сливаясь с музыкой и светом, создает неповторимую сказочную атмосферу театра в жизни. В таком антураже невольно теряешь ощущение реальности и уже не понимаешь где реальность, а где иллюзия. Однако такое решение не противоречит задумке автора: лес, как некая метафора дремучих, порой диких отношений между людьми, воплощена на сцене с полной силой. Правда, глубокие смыслы, заложенные в пьесе, Александр Огарев преднамеренно маскирует за театрализованным аттракционом, ломая традиционное представление о героях Островского. Попутно он даже успевает поиронизировать над современным театром, давая под занавес спектакля возможность актерам проиграть одну сцену в разной стилистике.

Однако за всем этим юмором и легкостью невольно считываешь мысли о том, что большинство героев спектакля – несчастны. Причем несчастны как-то уж до боли современно. Женщины в своей невозможности полноценно любить, артисты – в своем творческом кризисе и отсутствии работы. И снова важным звеном на пути к счастью оказываются положение в обществе, деньги, умение обмануть ближнего и урвать желаемое. Главное же, сколь бы времени не прошло с написания пьесы Островского, мир человеческих взаимоотношений по-прежнему остался дремуч. 

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
Читайте также