В будущем театр не побоится быть скучным, считает режиссер «Мастерской Фоменко» Иван Поповски. Об этом он сказал во время дискуссии на Московском культурном форуме, который проходил в минувшие выходные в Центральном Манеже.
В разговоре, охватившем множество тем, в том числе: «Как привлечь в театр молодых зрителей?», «Должен ли театр оперативно реагировать на общественные события?», «Исчезнет ли из театра должность художественного руководителя?», также приняли участие худрук «Мастерской Фоменко» Евгений Каменькович и худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев.
– В Загребе я ставил «Идиота», – рассказал Поповски. – Мне было ужасно тяжело. Кажется, я работал по 24 часа в сутки. И тут одна актриса говорит: «Сходи в кино». И называет фильм. «Это будет скучно, но ты не уходи». Я не знаю, почему я послушался и пошел, хотя мне было совершенно не до этого. Прихожу. Длиннющий фильм. Очень длинные кадры: окно, поле, что-то там колышется… Такое чувство, как будто [оператор] включил камеру, забыл ее и ушел. Но, знаете, я давно не посвящал себе столько времени. Я успел подумать обо всем: о своей жизни, о своей семье… Это было настоящее погружение. Так вот, мне кажется, недалек тот час, когда театр перестанет бояться быть скучным, потому что только он будет давать людям возможность остаться наедине с собой. Весь остальной ритм жизни не даст им и минуты побыть со своими мыслями.
Евгений Каменькович предположил, что в будущем, как и в прошлом, спектакли будут играться под открытым небом:
– Мне кажется, театр в хорошем смысле вернется назад. Это будет что-то вроде древнегреческого амфитеатра, обязательно на свежем воздухе. Только он будет небольшим. Актеры будут работать без микрофонов. Мне жаль профессию художника по свету – не знаю, сохранится ли она. А если без шуток, то, думаю, театр станет камернее. Вернулось же производство виниловых пластинок. Сначала их уничтожили, но потом поняли, что они не сравнимы ни с чем. Как и чтение [бумажных] книг. Театр будет сродни прекрасной книге.
Евгений Писарев отметил, что в театре будет меняться форма, но не содержание:
– Возможно, изменится форма. Это хорошо и нужно – но всегда ненадолго. А содержание особенно не изменится. Поставил же Римас Туминас «Царя Эдипа». И это трогает, попадает, задевает, несмотря на то, что было написано очень давно. Я думаю, пройдет еще столько же лет, а новые темы особенно не появятся.
В разговоре, охватившем множество тем, в том числе: «Как привлечь в театр молодых зрителей?», «Должен ли театр оперативно реагировать на общественные события?», «Исчезнет ли из театра должность художественного руководителя?», также приняли участие худрук «Мастерской Фоменко» Евгений Каменькович и худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев.
– В Загребе я ставил «Идиота», – рассказал Поповски. – Мне было ужасно тяжело. Кажется, я работал по 24 часа в сутки. И тут одна актриса говорит: «Сходи в кино». И называет фильм. «Это будет скучно, но ты не уходи». Я не знаю, почему я послушался и пошел, хотя мне было совершенно не до этого. Прихожу. Длиннющий фильм. Очень длинные кадры: окно, поле, что-то там колышется… Такое чувство, как будто [оператор] включил камеру, забыл ее и ушел. Но, знаете, я давно не посвящал себе столько времени. Я успел подумать обо всем: о своей жизни, о своей семье… Это было настоящее погружение. Так вот, мне кажется, недалек тот час, когда театр перестанет бояться быть скучным, потому что только он будет давать людям возможность остаться наедине с собой. Весь остальной ритм жизни не даст им и минуты побыть со своими мыслями.
Евгений Каменькович предположил, что в будущем, как и в прошлом, спектакли будут играться под открытым небом:
– Мне кажется, театр в хорошем смысле вернется назад. Это будет что-то вроде древнегреческого амфитеатра, обязательно на свежем воздухе. Только он будет небольшим. Актеры будут работать без микрофонов. Мне жаль профессию художника по свету – не знаю, сохранится ли она. А если без шуток, то, думаю, театр станет камернее. Вернулось же производство виниловых пластинок. Сначала их уничтожили, но потом поняли, что они не сравнимы ни с чем. Как и чтение [бумажных] книг. Театр будет сродни прекрасной книге.
Евгений Писарев отметил, что в театре будет меняться форма, но не содержание:
– Возможно, изменится форма. Это хорошо и нужно – но всегда ненадолго. А содержание особенно не изменится. Поставил же Римас Туминас «Царя Эдипа». И это трогает, попадает, задевает, несмотря на то, что было написано очень давно. Я думаю, пройдет еще столько же лет, а новые темы особенно не появятся.