Александр Збруев: «Как быстро проходит жизнь…»

 

В пятницу, 31 марта, Александру Збруеву исполнилось 79 лет. Дата некруглая, но всё равно чем не повод перелистать подшивку «Театрала» и снова прочесть интервью Народного артиста, лауреата нашей самой народной Премии "Звезда Театрала".  Вот лишь некоторые цитаты…
   
 «Идет время, меняются ценности, зритель приходит другой. Да и потом сегодня уже всё сыграно и поставлено. Одни и те же названия, которые появляются на сценах театров, пусть даже и через пять лет, все равно на слуху. Что бы ни придумывали режиссеры, зритель заранее знает, что Полоний будет убит, а Гамлет – отравлен».
 
* * *

«Самое дорогое, что есть в нашей жизни, это не золото и бриллианты, как некоторые думают, а время. Время, которое отпустил тебе Господь. А все остальное – пена. Не получается у нас осознать это. Многие не понимают, что все может мгновенно закончиться. А ты ничего не сказал, ничего не оставил, ничего не сделал. Зачем ты жил вообще?!»

 
* * *
«Наверное, если бы я был начинающим артистом, меня могли бы раздавить. Слава богу, сегодня я уже четко знаю, что хотел сказать режиссер и что пытался сделать я на сцене, как артист. Да, конечно, волнуюсь за успех. Получится ли донести то, что мы задумали. Мне не важны слова из серии: «Ах, какой вы замечательный артист!» Гораздо лучше услышать: мол, ну почему так плохо получилось?! Говорю абсолютно без иронии. Конструктивные вещи готов выслушать. Но в то же время я знаю, что сделал так, как хотел и как планировал режиссер. То, что скажешь ты, я приму к сведению. Твое мнение я уважаю. У тебя какая группа крови? Вторая? У меня, допустим, третья. Если вместе покопаться, то к чему-то и придем, я готов с тобой поделиться своей кровью».
 
* * *
«Есть прекрасные талантливые кинорежиссеры, которые по десять лет ничего не снимают, потому что им денег не выделяют, не помогают. Вообще на культуру у нас денег дают с мизинец. Иногда не такие уж и большие суммы нужны. Сейчас вспомнился спектакль французский, где на сцене висели четыре подсвечника и ковер лежал. Всё! Никаких особых затрат, а играли актеры просто блестяще. Сегодня кинопродюсер обычно начинает разговор с того, что сообщает: «Ты мне очень нужен, но у нас денег нет, наверное, ты не согласишься». Ни с этого нужно начинать».
 
 
* * *

«Мы произрастаем медленно, очень много ошибок делаем. Но по большому счету все хотим одного: хорошей жизни себе и своим детям.  Но для этого нужно что-то еще в себе откопать, поискать. Как говорит мой персонаж Гаев в спектакле «Вишневый сад»: «Время летит неудержимо быстро».

 
* * *
«Мы все живем в прошлом, потому что о будущем никто не знает, а о настоящем иногда лучше не говорить. И вот я вспоминаю, как семилетним мальчишкой впервые попал на спектакли Театра Вахтангова (здание на Арбате в войну было разрушено бомбой, и артисты работали в помещении нынешнего ТЮЗа). И я смотрел «Много шума из ничего», где играли Рубен Николаевич Симонов и Цецилия Львовна Мансурова. Это было что-то необыкновенное. На меня спектакль произвел настолько сногсшибающее впечатление, что не хотелось больше ничего».
 
* * *

«Время есть время. Оно накатывает на нас так, что уберечься от него невозможно, а может быть и не нужно».

 
* * *
«В нас очень много разного – и хорошего и плохого. И если для этой роли требуются определенные качества, значит нужно их в себе искать, ведь тебя выбрал режиссер – он знает, что в тебе это есть. И неважно отрицательный это персонаж или положительный. Мы порой и не знаем о своих внутренних качествах – они проявляются только в экстремальной ситуации. А какая ситуация экстремальна? Она для каждого разная. Почему-то дочь долго не звонит – ты нажимаешь на кнопки, она не отвечает. И тут ты начинаешь дергаться, сердце начинает биться. Ты начинаешь по всем знакомым звонить: не видели, не слышали?».
 
* * *

«В каждом есть и тщеславие, и честолюбие. И когда говорит актер «во мне этого нет», это неправда – оно здесь. Оно в подсознании все равно существует».

 
* * *
«Как быстро проходит жизнь. Это не пессимизм, это действительно жизнь. И проходит она как один день. Всё слилось. И в этом дне так много разного, так много необычайного. Так много мест, где тебе разбивали лицо или где ты радовался… Но происходит слишком быстро, к сожалению. Такие мои размышления. И к ним приходишь, когда проработал в театре 50 с копейками лет».
 
* * *
«Я знаю, что есть актеры, которые говорят: «Нет, нам этого не надо. Есть Станиславский, вот и поехали». Это хорошо, что он у нас есть, ты оставляй его в голове, он все равно сработает, но тебе еще плюс к этому предлагают что-то совсем другое. Велосипед, как известно, изобретен давно, но, посмотрите, сегодня появились самокаты, механические колеса. Время так быстро бежит. Одна эпоха сменяет другую. Окружающие нас люди становятся другими. О чем мы раньше молчали, теперь свободно говорим. Чего раньше не было, сегодня стало доступным. Художник замечает нынешний день. Его это раздражает или радует. Он не стремится угодить этому дню, а просто пытается высказаться о нем, а может даже заглянуть немного в будущее».
 
* * *
«…Я знаю, как при любви человеку бывает радостно и как бывает трагично. Что такое друг? Есть близкие мне люди. Я их очень люблю. Но, к сожалению, многих уже нет на этом свете. И поэтому мне хочется вспомнить и Сашу Абдулова, и Олега Янковского, и Евгения Павловича Леонова, и Татьяну Ивановну Пельтцер. Это близкие люди – всегда хотелось с ними общаться. Всегда хотелось до них дотронуться. Хотелось не соперничать, а быть партнерами с ними, что очень-очень важно. Потому что партнерство – это тоже и твой успех, и успех талантливого сотоварища».

Журнала "Театрал" поздравляет Александра Збруева с Днем рождения и желает многих лет творчества, радости и счастья!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Сегодня – время Мюнхгаузена»

    16 и 17 октября в МХТ им. Чехова премьера – «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли. О процессе создания пьесы и спектакля «Театралу» рассказал режиссёр Виктор Крамер. ...
  • Мемуары Мамуре

    9 октября исполняется 95 лет со дня рождения  известного российского театрального режиссёра, театроведа, народного артиста РСФСР Бориса Александровича ЛЬВОВА-АНОХИНА. «Театрал» публикует воспоминания о нем доктора филологических наук, профессора Владислава ПРОНИНА. ...
  • Евгений Журавкин: «Так и должен жить артист»

    С 6 по 9 октября в Севастополе на сцене Театра юного зрителя пройдёт фестиваль актёрских монологов «Словотворение». В преддверии форума «Театрал» побеседовал с председателем жюри конкурса, главой Севастопольского СТД Евгением Журавкиным. ...
  • «Мы организовали театр в тоннеле с железными тюбингами»

    Когда-то по адресу 2-й Новокузнецкий переулок, 14с1 располагался тайный и хорошо спрятанный архив МИДа. А теперь - театр «Бункер», где гостям предлагают спуститься на 14 этажей под землю, чтобы увидеть спектакли в железном тоннеле со всеми удобствами под аккомпанемент капающей воды и гулкого эха. ...
Читайте также