Сможет ли репертуарный театр существовать без финансовой поддержки государства?

 

Анатолий ШЛАУСТАС, директор Театра им. Н.В. Гоголя

– Конечно, театр не проживет без помощи государства. Выживаем мы в последние десять лет, а не живем. И с каждым годом все хуже и хуже. Спонсоров у нас нет. Во-первых, мы находимся в ужасном месте: отсутствуют хорошие подходы к театру, я вообще удивляюсь, что у нас аншлаги – театр спасает качество спектаклей. Во-вторых, в труппе отсутствуют медийные лица, а во многие театры нужная публика ходит из-за звезд. В общем, спонсоры просто так деньги не дают, но я уверен, что и те театры, у которых спонсоры есть, тоже сейчас могут пострадать, лишившись их.

Нашу новую премьеру – «Ночь перед Рождеством» – мы выпустили на средства прошедшего года: артист заболел, поэтому нам пришлось играть не в декабре, в январе. И со спектаклем этим не все радужно. Дело в том, что в этом году двести лет со дня рождения Гоголя, и уже 50 лет наш театр носит имя Гоголя. И надо же было такому случиться, что кризис этот грянул в юбилейный гоголевский год: не повезло и Гоголю, и нам. Мы ведь должны были ехать в Марсель на фестиваль русского искусства – в 2007-м мы с успехом играли там «Бешеные деньги» – и нынешнюю «Ночь перед Рождеством» ставили с расчетом на фестиваль. Но поездка не удалась: нам не дали денег. На мой взгляд, этот юбилей пропускать неправильно: вон, Украина оспаривает у нас право считаться родиной писателя. И почему-то у Франции деньги нашлись, чтобы поселить в гостиницу и заплатить суточные восемнадцати актерам и постановочной части, а в России не смогли заказать трейлеры, чтобы перевести декорации!.. В общем, мы не едем, хотя билеты проданы на три спектакля.

Хотя скажу вам честно, что пока мы просто в предчувствии страшного, то есть ничего плохого не случилось. Да, чиновники сейчас предупреждают – не планируйте новых постановок… Но вся эта неразбериха с законодательством и конкурсами началась задолго до кризиса. Еще до кризиса нас лишили всякой самостоятельности – такого не было даже в Советском Союзе. И хотя, начиная с 1998 года, нам выделяют определенную сумму на постановки, с каждым годом количество того, что можно на нее купить, уменьшается – инфляция!

Мария РЕВЯКИНА, генеральный директор фестиваля «Золотая маска»

– Как может поменяться театр изнутри, чтобы пережить кризис с минимальными потерями? Какие государство может предпринять административные или законодательные действия, чтобы облегчить театрам жизнь в кризис?

– Начну со второго вопроса. Государство может сделать много для облегчения жизни театров в кризис. Например, до сих пор театры вынуждены проводить мифические конкурсы и делать вид, что выбирают режиссера по сумме средств, которые он стоит, хотя этот вопрос, как любой другой художественный вопрос, в принципе не должен быть связан с тендерами. Я знаю, что недавно в Думе проходили обсуждения, и инициативная группа намерена внести предложение об изъятии театров из законодательного положения о тендерах. Это надо сделать обязательно. В принципе необходимо принять ряд законов, которые будут учитывать специфику театра и дадут ему возможность развиваться.

Нужно, чтобы государство обратило внимание на институт спонсорства, который у нас пока никакой – у нас нет никаких законов, позволяющих спонсорам вложить деньги в культуру или социальную сферу и получить налоговые льготы. Сейчас спонсорам невыгодно вкладывать деньги в культуру, и мы это уже почувствовали на себе, что и понятно: всем тяжело, и нашим спонсорам тоже.

Необходимо, чтобы соответствующие государственные структуры обратили внимание на развитие театрального менеджмента, на усовершенствование института директоров театра. Нынешняя система, которая не предусматривает ответственности руководителя за успешность или неуспешность деятельности театра, – никуда не годится. По нынешней системе не успешный руководитель может занимать свою должность до гробовой доски. Мне кажется, что театру пользы в этом нет никакой. Я думаю, что система, существующая на Западе, – предусматривающая ответственность, отчетность руководителя перед государством и теми, кто дает деньги, за результат своих действий, и административных, и творческих, – нужна и в России. Внедрение этой системы – многоступенчатый, сложный процесс, но он необходим.

Самим театрам также необходимо искать для работы в театрах грамотных менеджеров среднего звена. Для жизнедеятельности театра нужно проводить постоянную работу со зрителем, налаживать работу постановочной части, формировать атмосферу внутри коллектива – для театра очень важно, чтобы весь творческий коллектив чувствовал результат своей работы, у нас же зачастую никто ничего не понимает, что в театре происходит. Заниматься этим должны менеджеры среднего звена. Однако положение тут сложное не только в регионах, но и в Москве. Театральных менеджеров в России практически нет. И этой проблемой надо заниматься и на уровне самих театров, на уровне ВУЗов, и на уровне власти.

Кризис, конечно, тяжелое время, но, с другой стороны, это время для того, чтобы оптимизировать деятельность театров в том, что касается административной их части. Творческую же часть никакой кризис «оптимизировать» не может. Конечно, жить в кризис тяжело, но что делать? Надо жить в тех обстоятельствах, в которые мы все попали, надо друг другу помогать и делать свое дело так, чтобы оно было интересно всем.

Алексей МАЛОБРОДСКИЙ, директор театра «Школа драматического искусства»

– Всякий театр, существующий в традиционной для нашего русского репертуарного театра системе, обречен на поддержку государства. Таким образом, либо должна принципиально меняться идеология, либо государство все же должно нести взятое когда-то на себя бремя. Что касается «Школы», то в нашем бюджете изначально доля собственных доходов существенно меньше муниципальной дотации, следовательно, в период ужесточения финансовой ситуации мы оказываемся особенно зависимы от поддержки Правительства Москвы в лице Департамента Культуры. Это объясняется тем, что театр был задуман его основателем Анатолием Васильевым, прежде всего как исследовательская и экспериментальная площадка, для которой ключевым понятием и структурной единицей была «лаборатория». У нас небольшие залы, и даже, если удается играть два спектакля одновременно, общее количество зрителей в них намного меньше, чем в обычном московском театральном зале. Кроме того, наша репертуарная политика – литературный материал, сценический язык – не предполагает существенного увеличения цен на билеты. Следовательно, наши доходы заранее известны и весьма ограничены.

Из-за задержки финансирования мы вынуждены перенести сроки выпуска премьеры спектакля «Саломея» О.Уайльда. Мы планировали в мае провести наш постоянно действующий большой семинар «Собрание театров Содружества», договорились об участии с блистательными специалистами. Совместно с Международным Чеховским фестивалем задумали грандиозный проект к 150-летию Чехова. Эти и многие другие наши планы, увы, не могут быть реализованы без денег.

В то же время мои возможности маневра, гибкого реагирования на изменение финансовых условий сильно ограничены не только отсутствием денег, но и условиями Федерального закона №94, бюджетным кодексом, казначейской системой расчетов, необходимостью долгих согласований и тому подобным. Я не ропщу, но призываю понять, что контекст обусловлен ситуацией не только сегодняшнего дня. Все эти условия задают очень жесткий курс кораблю, которым я управляю. Так что я бы не стал соблазняться идеей, что театр сможет справиться с ситуацией самостоятельно и без художественных потерь.

Остается надеяться, что государство не оставит нас своим вниманием, и при необходимости глобального сокращения расходов в стране театр не окажется в числе первых, кому придется потуже затягивать ремень.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фигуранты дела «Седьмой студии» готовятся к апелляции

    25 сентября Мосгорсуд зарегистрировал для рассмотрения в апелляционной инстанции уголовное дело «Седьмой студии». Дата рассмотрения еще не назначена.   Апелляции на приговор подали адвокаты Алексея Малобродского, Софьи Апфельбаум и Юрия Итина. ...
  • В кинотеатре «Пионер» представят проект «Живые мемории»

    Сегодня, в 19:00, в кинотеатре «Пионер» состоится премьерный показ документально-анимационного проекта «Живые мемории». Десять актеров читают в кадре воспоминания культурных и общественных деятелей конца 19 - начала 20 века, а сопровождает их видеоряд, созданный в разных техниках десятью художниками-аниматорами. ...
  • Людмила Максакова отмечает юбилей

    Талантливая актриса, стильная женщина, прекрасный педагог. Зритель мгновенно попадают под её обаяние. На вахтанговской сцене она прожила множество жизней своих героинь, придя сюда после окончания Театрального училища им. ...
  • Акция «Встречаемся в театре!»: что осталось за кадром

    Беспрецедентной и самой массовой театральной акцией сентября стала рекламная компания «Встречаемся в театре!», призванная вернуть зрителей в театральные залы и познакомить с премьерами нового сезона. «Театрал» публикует эксклюзивное видео со съемок рекламного ролика и рассказывает, почему авторы проекта решили показать то, что обычно остается за кадром. ...
Читайте также