В Александринке раскрыли тайны «Маскарада»

 

Александринский театр опубликовал в сети цикл встреч, посвященных 100-летию со дня премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад».

Юбилейные события прошли на Новой сцене с 10 по 12 марта, транслировались на сайте театра, а теперь доступны и в записи. Одним из них стал круглый стол «Александринский «Маскарад» сто лет спустя…», в котором участвовали театровед Александр Чепуров и соавторы Валерия Фокина по спектаклю «Маскарад. Воспоминания будущего» (2014) – художник Семен Пастух, композитор Александр Бакши, педагог Иван Благодер.

Премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля (по новому стилю 9 марта) 1917 года, совпав с началом революционных событий в Петрограде. На сцене театра спектакль шел более 25 лет, выдержав три редакции. В последний раз он был показан 2 июля 1941 года.

– Когда спектакль перестал идти регулярно, возникла легенда, что 2 июля, в день авиационного налета, декорации, костюмы и все художественное оформление погибло, – рассказал Александр Чепуров.

Однако позднее выяснилось, что это не так. Подлинные занавесы к спектаклю продемонстрировали публике в 74-м году на вечере в честь 100-летия Мейерхольда:

– Это были те самые полотна, потертые, помятые, с облупившейся краской, кое-где проеденные крысами, но подлинные. В зале родился вздох. Потому что еще были живы люди, которые помнили довоенный «Маскарад».

Сейчас костюмы, декорации и реквизит представлены в музее Александринского театра. Сохранилось около 300 костюмов. Для спектакля Валерия Фокина они были воссозданы, но не без изменений:

– Костюмы мы немного осовременили, – рассказывает Семен Пастух. – У Головина (сценограф спектакля Мейерхольда. – «Т») на тканях была роспись, а мы сделали аппликацию, при этом совершенно сохраняя рисунок. Мы отталкивались скорее не от костюмов, которые находятся в музее, а от эскизов  Головина – как бы их делал сегодняшний художник. Получилось немножко ярче, плотнее по цвету. 



В постановки звучит музыка Александра Бакши:

– Задача сделать симфонический спектакль сегодня кажется устаревшей, – говорит композитор. –  Идея симфонизма заключается в соответствии музыки сценическому действу: если героиня страдает, музыка должна быть соответственной. А сейчас в интернете ходит шутка: «Я очень осторожен и никогда не хожу в темный подвал под тревожную музыку». Идея соответствия, привычная для классики, умерла. Мышление поменялось. Мы живем в эпоху, когда все строится на взаимодействии, на диалоге, на конфликте видимого и слышимого. Поэтому я понимал, что нужно будет входить во взаимодействие и конфликт с Головиным, Глинкой, Фокиным и всеми участниками спектакля.


Делать этот спектакль сегодня, не учитывая истории, обстановки тех лет, наверное, невозможно. Буквально в день премьеры «Маскарада» началась революция. Поэтому я сразу предложил Валерию Владимировичу, что в зале должны слышаться выстрелы. Монологи Арбенина звучали в предреволюционной обстановке, как-то с ней резонировали. Поэтому в спектакле есть и революционная музыка – главная песня революции «Вы жертвою пали…».
 
По словам Александра Чепурова, творческая команда, с одной стороны, воссоздала элементы спектакля Мейерхольда, с другой, нашла живой ход к сегодняшним актерам и зрителям, сегодняшнему пониманию драмы Лермонтова и спектакля Мейерхольда. В части воссоздания помогли сохранившиеся в театре материалы – детальное описание мизансцен, фонограммы, музыкальная партитура с пометками композитора Глазунова, экземпляр текста пьесы с пометками Юрия Юрьева, исполнителя роли Арбенина. 

Подробнее о спектаклях по драме Лермонтова можно узнать на сайте Александринского театра. Кроме того, автор проекта «1917.Свободная история» Михаил Зыгарь прочитал лекцию «Последние новости Российской Империи 25 февраля (9 марта) 1917», композитор Сергей Невский и музыкальный критик Дмитрий Ренанский поговорили о музыке к спектаклю, а историк искусства Юлия Демиденко и искусствовед, заведующая Музеем-квартирой Мейерхольда Наталия Макерова – о наследии художника Головина. Всего вышло четыре видеозаписи.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Виртуальный тур

    «Театрал» представляет подборку театров с возможностями виртуальной экскурсии.  Большой театр Историческая сцена Новая сцена Мариинский театр Историческая сцена Мариинский-2 (Новая сцена) Конце ...
  • «Дядю Ваню» Туминаса покажут на экранах в США и Британии

    Премьера киноверсии спектакля Римаса Туминаса «Дядя Ваня» состоится 11 января одновременно на двух континентах. В этот день благодаря компании StageRussiaHD, с которой Театр им. Вахтангова заключил контракт, постановку покажут в США и Великобритании. ...
  • Большой театр оцифровал архив

    Пилотная версия электронного архива Большого театра появилась в Сети на странице http://archive.bolshoi.ru. Здесь представлена подробная информация об оперных спектаклях за последние 15 лет и приведен перечень всех оперных постановок начиная с 1856 года. ...
  • В соцсетях проходит #LoveTheatreDay

    В среду, 15 ноября, состоится международная интернет-акция #ЯЛюблюТеатр (#LoveTheatreDay). Перейдя по соответствующим хэштегам, пользователи социальных сетей смогут посмотреть прямые трансляции спектаклей и задать вопросы сотрудникам театров. ...
Читайте также