Державный мюзикл

«Екатерина Великая» в Екатеринбурге

 

За державу теперь не обидно. По крайней мере, в музыкальном театре. Свердловский театр музыкальной комедии к своему 75-летнему юбилею выстрелил историческим блокбастером «Екатерина Великая». Юбилейный экспонат впечатляет мощью и отливает золотом Российской империи. Передовая лаборатория легкого жанра (так называют театр еще с советских времен) на сей раз произвела салют из тяжелых пушек «времен Очакова и покоренья Крыма».

Очередная мировая премьера поймала время: грезы современной России о былом величии. Авторы золотого сна: музыка Сергея Дрезнина, пьеса Михаила Рощина и Александра Анно, стихи Александра Анно и Михаила Салтыкова. Постановочная команда (режиссер – Нина Чусова, дирижер – Борис Нодельман, сценографы – Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов, художник по костюмам – Павел Каплевич, хореограф Татьяна Баганова) эффектно переливает сон в реальное зрелище. Это парад самых разных амбиций и аттракционов.

Когда-то одна знатная француженка (кажется, это была племянница Наполеона III) после развода с отпрыском династии Демидовых сказала приятельнице, что ощущение подлинного богатства можно получить только замужем за русским. Видимо, такое же чувство должен передать спектакль о замужестве и восхождении на престол огромной империи немецкой принцессы Софии Августы Фридерики фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, будущей императрицы Екатерины II. Ее правление было золотым веком державы, и постановка всеми силами и средствами поддерживает венценосный статус. Здесь есть все для презентации сорока персонажей (работает вся труппа): бесчисленные и богатые костюмы и парики, импозантная карета и гигантская кровать. Размах впечатляет – под стать образу империи. Главное – помпезная многоэтажная конструкция (Зимний дворец – символ державы – лейтмотив спектакля). Она прочно встала на сцене оплотом власти этой зимней страны, которая так пленила юную принцессу своей снежной поэзией (пейзаж делают видеопроекции). Пятнадцатилетней Фридерике хорошо здесь. Ее захватывает бесконечность простора и снега. Она истово играет в эту новую игру, но, став императрицей, чтобы выстроить здание власти, поймет ее тяжкое бремя. Замысел предполагает дать 50-летний срез русской истории – важнейшую для страны эпоху, которую творила выдающаяся женщина. Отсюда – главный ход драматургии: символический диалог порывистой, мечтающей о будущем девушки и величественной хозяйки империи, уставшей в конце жизни от непомерного груза содеянного. Этот диалог ведут Мария Виненкова и Нина Шамбер. Виненкова приносит на сцену энергетику юности, неотразимость мгновенных решений. Она проживает каждый эпизод заново. Собственно, спектакль начинает жить с ее появления: принцесса вместе с матерью приезжает в снежную страну и, выйдя из кареты, любуется ею. Лирический пик – ночная сцена с братьями Орловыми (Григорий – Владимир Алексеев, Алехан/Алексей – обаятельный Евгений Толстов), когда несчастная жена Петра III обретает, наконец, романтическое приключение и женское счастье. Песня Григория (основа – русский романс) и особенно колыбельная крестьянки павшим воинам (захватывающая экспрессия Ольги Клейн) – настоящие удачи композитора. Вообще, первое действие выгодно отличается от второго развитием содержательной истории: восхождение на трон и метаморфоза юности. Это интригует, в то время как второй акт (здесь тяжесть ложится на плечи Шамбер) демонстрирует набор комбинаций-клипов – пробег по известным фактам отечественной летописи: смена фаворитов, восстание Пугачева, знаменитое путешествие на юг России с потемкинскими деревьями и пр. Шамбер достойно выдерживает этот пестроватый калейдоскоп пьесы и невероятный замес музыки (оперная классика и романс под гитару, фольклор и церковные песнопения, джаз и рэп, протяжная хоровая песня и эстрада). Царственной актрисе помогает монументальный образ дворца: он словно уравновешивает густо нафаршированный пирог «Екатерины Великой». От этого пирога каждый может отрезать кусок по вкусу – такого наши музыкально-театральные кулинары еще не пекли. После Петра I (ему посвящена опера Андрея Петрова) на сцену взошла вторая великая фигура российской истории. Оба построили империю, ставшую сегодня ностальгическим прошлым и образом культуры. В отличие от Петра, опера не замахнулась на Екатерину. Зато это сделал русский исторический мюзикл, рожденный в Екатеринбурге.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также