Кто владеет «Моной Лизой»?

 

Госдума приняла поправки по защите прав режиссеров. Я не собираюсь на страницах этого замечательного издания обсуждать их правомерность. Надеюсь, режиссеры и их постановки теперь защищены со всех сторон. Но мне тут же вспомнился старый спор о правах музеев на картины.
 
К этому вопросу возвращаются постоянно. И постоянно возникает дикая путаница. Помните, как вас гоняла смотрительница, когда вы пытались сделать фото на фоне портрета какой-нибудь красавицы? Была она права или нет? Можете вы взять в свой спектакль изображение «Моны Лизы» и не влететь на многотысячный штраф? Ведь искусство, как говаривал Ленин, и, как следует из музейного законодательства, принадлежит народу. И в то же время оно принадлежит музею. Или художнику? Или наследникам художника?

Если посмотреть нормативные акты, там все расплывчато. И в каждом государстве свои правила. В России, например, действует следующая норма: если какая-то картина передана в государственный музей, ее можно использовать для культурно-просветительских целей. Но кто может понять цель человека, который снимает экспонат в зале? Вдруг я решу, что «Мона Лиза» хорошо смотрится на пачке сигарет. И тогда я уже эту самую картину страшно эксплуатирую. Отсюда и запреты. Вы можете поместить изображение «Черного квадрата» внутри книжки, в которой рассказывается про русский авангард. Но вы не вправе поместить тот же «Квадрат» на обложке, чтобы повысить продаваемость вашего творения.

Вы, наверное, поняли, что тут начинаются всякие тонкости, от которых голова идет кругом. Примерно такая же ситуация, как с входными билетами в музей. У подкованных людей постоянно возникает вопрос: почему я должен платить за вход в музей, если я и так перечисляю налоги государству на его содержание? В Америке и Англии с этим вопросом расправились быстро: большинство государственных музеев там бесплатные (либо вы платите столько, сколько захотите). У нас же все наоборот: стоимость просмотра прекрасной живописи маслом на холсте постоянно повышается. Оно и понятно: с музеев требуют самоокупаемости.


Иными словами, с правами на живопись во всем мире ситуация до сих пор не выправилась. Почти все крупные американские музеи (в авангарде здесь «Метрополитен-музеум») выложили в сеть все свои богатства. Пользуйтесь на здоровье! В наших музеях тоже многое сдвинулось с места: в постоянных экспозициях Третьяковки или Пушкинского музея уже можно спокойно фотографировать. Если какая-то дама вас одернет – ласково намекните ей, что благодаря вашим налогам она получает зарплату. Но учтите, всякий раз, когда вы издаете книжки или журналы, вы обязаны указывать, откуда происходит картина. Если у вас достаточно средств на адвокатов, вы можете вступить в имущественный спор, суть которого сводится к простому вопросу: зарабатываете вы на использовании какого-нибудь музейного изображения или нет? В большинстве случаев дело заканчивается выплатой каких-то смешных компенсаций.

И все же вопросов остается больше, чем ответов. Особенно с развитием цифровых технологий, который требуют предельной открытости и прозрачности. Где заканчиваются права на картинки того или иного учреждения? Как я могу прийти в запасники и снять любой экспонат, не выставленный на обозрение? Почему на выставках до сих пор фотографирование под запретом? Лично у меня пока нет ответов. Возможно, после режиссеров, разберутся и с художниками. В любой случае, пока дают – снимайте.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Соблазнять, чтобы выжить

    «Соблазнять, чтобы выжить: проектирование будущего» - так называлась онлайн-лекция голландского архитектора Виллема ван Генугтена, которую устроила архитектурная школа «МАРШ».   И это, скажу откровенно, было лучшее, что я видел за долгое время моего постоянного отслеживания сетевых арт-вещаний. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал? ...
Читайте также