«Для нас это больше чем спектакль»

 
Три вечера подряд в Тель-Авиве Вахтанговский театр играл премьеру нынешнего сезона – спектакль Римаса Туминаса «Царь Эдип». Этой постановкой в Израиле открылся уже десятый по счету театральный фестиваль «Гешер».
 
Впереди будет много событий, из российских постановок в конце мая и начале июня Театр наций сыграет «Гамлет | Коллаж» (афиши с Евгением Мироновым украшают фасад театра), но с первых же дней стало понятно: вахтанговцы задали планку всему фестивалю.
 
После спектакля к Евгению Князеву подошла группа зрителей:
– Вы нас простите, что мы немного не так аплодировали.
– В каком смысле? – переспросил актер.
– Мы должны были стоять и рукоплескать вам, но мы не могли. Мы ошарашены тем, что увидели. Чувства переполняют. Это необыкновенная постановка. Спасибо вам, что вы приехали и привезли нам настоящее. Не поделку, не комедию положений, а драму.
 
Театр «Гешер», где проходит фестиваль, расположен в самом начале района Яффо. Некогда это был античный портовый город. Теперь – район Тель-Авива. Самый древний и, пожалуй, наиболее интересный. Извилистые каменные улочки возвышаются над портом, огибают древний маяк. После прогулки Евгений Князев поделился с «Театралом» впечатлениями:
 
– Само ощущение приближенности к святому месту многое дает. Я бродил по Яффо. Городу огромное количество лет. Он был основан еще до рождества Христова. А позже стал очень важным пунктом для всех паломников. Именно сюда приплывали они на кораблях, сходили на песчаный берег и каменистую набережную. Я стоял в порту – пытался представить, как это было. Наверняка садились на верблюдов, лошадей и ослов, а самые верующие опускались на колени, чтобы совершить дальнейший путь в Иерусалим – к гробу Господню, чтобы поклониться этим местам. И ты понимаешь, какая это святыня, где ты сейчас находишься.
 
Старожилы рассказывают, что на месте театра прежде располагалась билетная касса. Транспортная связь отразилась и в его названии: «гешер» в переводе с иврита – мост. Название многозначительное: здесь и связь культур, и нить времен, и международное сотрудничество…
 
– Конечно, мы счастливы, что уже семь лет наш фестиваль дружит с театром и фестивалем «Гешер», – сказала в день открытия гендиректор «Золотой маски» Мария Ревякина. – И благодаря поддержке министерств культуры обеих стран нам удается привозить на международный фестиваль «Гешер» замечательные российские спектакли. Мы очень рады, что сотрудничество развивается.
 
Эти слова Мария Ревякина произнесла в зрительном зале перед началом «Царя Эдипа». В последующие дни сарафанное радио добавило рекламы: публика стояла вдоль стен, сидела на ступеньках, а на улице подходила к артистам.
 
– Я вчера была на вашем спектакле. Спасибо! – сказала девушка Виктору Добронравову, играющему заглавную роль.
– И как вам?
– К нам часто российские театры приезжают, но такой постановки я еще не видела. До слёз!
 
Между тем ни одни гастроли не обходятся без риска, технических сложностей или срочных замен. На сей раз «Царь Эдип» – спектакль, который едва разменял второй десяток показов – сопровождался дебютами. На премьере в греческом Эпидавре, а чуть позже – в Москве дочерей царя играли гречанки. Однако их плотная занятость в местных театрах помешала поехать на гастроли в Израиль, и потому Римас Туминас сделал замену. В Тель-Авиве девочек сыграли Татьяна Полосина и Мария Бердинских. Сыграли впервые, без предварительных репетиций в Москве.
 
– Волнуетесь? – задаю вопрос Марии в день первого спектакля.
– Да нет. Роли ведь небольшие. Без слов. Сейчас приедем в театр – порепетируем.
 
И действительно, актрисы работают быстро: с легкостью проходят свои сцены от начала и до конца. По замыслу сценографа Адомаса Яцовскиса, рок, неизбежность беды, нависшей над Фивами, олицетворяет огромная ржавая труба на заднике сцены. В финале она покатится на зрительный зал, как бы ни пытались дочери Эдипа остановить ее своими хрупкими ручками. И всегда эта сцена производит запоминающийся эффект: пышущая клубами дыма труба зависает в нескольких сантиметрах над партером. А дальше – спускается занавес. Правда, в театре «Гешер» подмостки расположены не на столь большом возвышении, как в Театре Вахтанова (да и размеры сцены немного скромнее), но все равно публика выходит потрясенная.
 
– Здесь так устроена сцена, что, отыграв, я могу понаблюдать за зрителями в партере, – говорит Евгений Князев, у которого в «Царе Эдипе» роль провидца. – И хочу сказать, что публика, конечно, разная. Одни понимают русский язык, другие смотрят постановку благодаря субтитрам. Но неизбежно происходит одно: общечеловеческая боль объединяет.

Для нас это больше чем спектакль. Миссия. Такое указание и людям, которые пришли сегодня в театр, и нам самим, что надо жить праведно. А праведно это что значит? По заповедям. А заповеди вот отсюда и идут – со святой земли. Накладывает ли это отпечаток на спектакль? Не знаю. Наверное. Потому что каждый спектакль подпитывается человеком. Тобою. Ты сегодня играешь, и эта наполненность твоя будет так или иначе передаваться другим. Мне сегодня, например, не хотелось ни в чем обвинять своего провидца. Просто хотелось сказать царю, что ты заблуждаешься, но если хочешь узнать правду – на, узнай ее. Только она будет слишком жестока для тебя. «Тебя родит и сгубит этот день». Я ему это сказал. А что случится? Вот сейчас мы сидим за кулисами. Действие продолжается без меня. Но я запустил механизм.
 
Спектакли Театра Вахтангова фестиваль «Гешер» привозит не в первый раз. На «Царя Эдипа» билеты стоили в среднем 300 шекелей (4700 рублей). Почти как в Москве.
– Наверное, это очень сложно привозить спектакль и не остаться в минусе? – задаю вопрос генеральному продюсеру «Гешера» Роману Квентеру (уроженец Москвы, в 1987 году он окончил ГИТИС, курс Петра Фоменко).
 
– Конечно, мы ведь не возим коммерческие проекты. Мы не возим «три стула». А чтобы привезти качественный спектакль, затраты требуются колоссальные, поскольку едет множество человек, значительные суммы уходят на транспортировку декораций. Но и в минусе мы не можем остаться: все-таки мы театр.
 
– Как же удается в таком случае привозить столь масштабные проекты?
– Здесь многое зависит от государства и от директоров театров. Например, наш муниципалитет пообещал, что если и в следующем году у фестиваля будет не меньше 30-ти мероприятий, то тогда он поможет нам деньгами. А в нынешнем году значительную лепту внесло российское Министерство культуры, поддержав проект «Золотая маска в Израиле». Вопрос денег и больше ничего. Не у всех российских театров есть такая возможность. Но все-таки мы стараемся регулярно их приглашать. Театр Маяковского, например, приезжал два раза. Они привозили «На чемоданах» Ханоха Левина и «Цену» Артура Миллера. А потом был «Бердичев» Фридриха Горенштейна и «Русский роман» Марюса Ивашкявичюса. С «Маяковкой» мы вообще сделали обмен: привозили в Москву «Гадибук», а они к нам – «Русский роман». Были спектакли «Мастерской Фоменко». Но всякий раз это новые трудности и за десять лет фестиваля ничего легче не стало.
 
Театр Вахтангова за последние годы совершил настоящее мировое турне: он часто ездит на гастроли и принимает участие в фестивалях. Вот и 19 мая, когда в Тель-Авиве шел «Царь Эдип», на другом берегу Средиземного моря – на Кипре Юлия Рутберг и Андрей Ильин играли спектакль «Крик лангусты». А по возвращении в Москву – у артистов новый фронт работы.
 
– Вам легко удается после длительных перелетов настраиваться на рабочий лад? – задаю вопрос Виктору Добронравову. – Наверное, как-то особо просчитывается актерская занятость, чтобы оставалась пара дней для отдыха?

– Нет, не всегда. Например, однажды мы были на гастролях в Грузии с «Онегиным». Утром я завтракал в Тбилиси, а вечером уже играл Отелло в Москве. Так получилось. Это производственная необходимость. Аналогичный случай был и на гастролях в Екатеринбурге. Весь день мы летели, а вечером я играл уже в Москве.

– Это очень тяжело? Перелеты, как известно, изматывают.
– Ну да, непросто. Хотя мне чисто по-актерски сложнее в течение дня перестроиться с одной режиссерской стилистики – на другую. Например, так было, когда мы с Юрием Бутусовым репетировали «Бег». Это наш любимый спектакль и он, кстати, очень нравится Римасу Туминасу, но их режиссерский темперамент разный. И, помнится, днем мы репетировали «Бег», а вечером на «Онегине» у всех была паника. Потому что внутренний ритм «Бега» в десять раз быстрее, чем у «Евгения Онегина». Мне казалось, что в сцене с брусничной водой («Скажи, которая Татьяна?») всё сыграл за три секунды. А у меня еще впереди три минуты сценического времени. Что делать? Внешне ты спокоен, но внутри клокочет все. Паника была страшная.
 
– Но ведь и закалку это дает хорошую?
– Да, черта профессии, так и должно быть. Вот и сейчас мы вернемся в Москву, и 28 мая я буду играть Онегина, 29-го – Флоридора в «Мадемуазель Нитуш», а 30 и 31-го – Эдипа. Стилистика везде разная. Но как настроить внутренние актерские струны - зависит только от тебя. 

Интервью с Виктором Добронравовым читайте в одном из ближайших выпусков «Театрала»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также